г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng China.png Français

Моя судьба в истории родного вуза

Л. Я. Доцоев

З. И. Тюмасева




Л. Я. Доцоев: «ЧГПИ, ЧГПУ, ЮУрГГПУ в моей 50-летней педагогической судьбе»


Об авторе: Л. Я. Доцоев – кандидат медицинских наук, доцент ЮУрГГПУ, Почётный работник сферы молодёжной политики, член экспертного совета комитета по образованию Госдумы РФ IV-го созыва.

 

«Приглашение работать в должности доцента кафедры анатомии, физиологии и гигиены ЧГПИ я получил в далёком 1981 году от завкафедрой, проректора по научной работе, профессора Николая Андреевича Фомина, за что ему безгранично благодарен. Мой ответ был такой: я ещё не кандидат медицинских наук, но после защиты приму предложение.


В том же году я уехал по приглашению на несколько лет в Москву, где успешно защитил диссертацию, получив ученую степень кандидата медицинских наук. За период пребывания в Москве, работая во 2-м Московском мединституте, а затем в министерстве здравоохранения РСФСР, разработал на основании личного 15-летнего опыта в качестве руководителя летне-осенних сельхозработ в Челябинском медицинском институте и издал научно-практические рекомендации (в 1982, 1983, 1985 годах) по организации и охране труда в период летне-осеннего трудового семестра, которые в 1983 году были отмечены медалью ВДНХ СССР. На данные рекомендации было получено более 70 тысяч заявок с 68 регионов СССР, где велась также массовая летне-осенняя уборочная кампания.


В 1991 году был принят в ЧГПИ на должность доцента к профессору Н. А. Фомину. Мне поручили вести курсы «Анатомия человека» и «Возрастная физиология». Позже на кафедре физического воспитания по поручению завкафедрой, легендарного олимпийского арбитра, доцента А. М. Городецкого, я вёл «Основы физиологии двигательной активности на всех 12 факультетах ЧГПИ, а в Региональном институте педагогического образования и дистанционного обучения ЧГПИ – курс «Безопасность жизнедеятельности».


В этом же 1991 году по приказу 1-го проректора А. Ф. Аменда я возглавил осенние сельскохозяйственные работы по уборке картофеля и других корнеплодов. Наш институт в 1995 году закончил сельскохозяйственные работы 8 сентября в отличие от других вузов, которые ещё две недели трудились на полях.

В апреле 1995 года по предложению проректора по научно-исследовательской работе, профессора В. Я. Рушанина за успешно проведённую областную конференцию на базе ЧГПУ я был назначен куратором НОУ ЧГПУ.


В декабре 1995 года приказом ректора ЧГПУ А. Ф. Амендом назначен первым директором Института дополнительных творческих педагогических профессий. За 2 года была сформирована высококлассная команда преподавателей-профессионалов. В 1997 году оставил этот пост по своей личной просьбе с целью продолжить научные исследования.


В сентябре 2003 года в составе большой группы министерства по образованию РФ был участником зарубежной поездки в Болгарию и Турцию, где решались проблемы по летнему оздоровлению детей.


В 2003, 2004, 2005, 2006 гг. был членом жюри всероссийских конкурсов «Молодые лидеры России», которые ежегодно проводились в резиденции президента России В. В. Путина, в Константиновском Дворце в Санкт-Петербурге. Работа была отмечена почетными грамотами Министерства по образованию и науке РФ и губернатором Челябинской области.


В 2004 году был награждён Министерством образования и науки нагрудным знаком «Почетный работник сферы молодёжной политики».


В 2005 году был избран членом экспертного совета комитета по образованию и науке IV-го созыва Государственной думы РФ РФ в области экологии, здоровья и безопасности жизни в целях устойчивого развития. В 2006 году с соавторами издал монографию «Здоровьесберегающее образование в средней школе», которую презентовал на заседании экспертного совета.


В 2015 году в связи с 20-летием ИДТПП был представлен к медали ЮУрГГПУ за трудовое отличие 3-й степени.


В 2010, 2011, 2012 годах руководил группой студентов-победителей конкурса «Весна студенческая» в туристических поездках.


В 2014-2017 года – руководитель студентов-волонтёров ЮУрГГПУ в олимпийском Сочи и городе Адлер, которых за добросовестный труд отметили благодарностями в адрес ректора ЮУрГГПУ.


В 2018 и 2019 годах – участник и победитель 54 и 55-й спартакиад преподавателей, научных работников и сотрудников высших учебных заведений Урала и Сибири (Челябинск, Магнитогорск).


С 2010 по 2019 годы – постоянный руководитель медицинского сопровождения студентов ЮУрГГПУ по программе «Вожатые» в ДОЛ «Уральская берёзка».


В 2015, 2016, 2017, 2018 годах руководил медицинской службой во время выезда студентов в спортивно-оздоровительный лагерь «Чайка» (в том числе на адаптационных сборах первокурсников, биослётах и геослётах) и на горнолыжный курорт «Солнечная долина».


Сейчас я завершаю работу над монографией «Гендерное воспитание студентов в университетском образовательном кластере», материалы которой высоко оценили на международных научно-практических конференциях (2016, 2017, 2019). Ежегодно публикую научные статьи в изданиях регионального и федерального уровней. С 2019 года избран руководителем отдела спортивно-массовой работы Совета ветеранов ЮУрГГПУ.


11 июня 2019 года отметил 50 лет педагогической деятельности».





Зоя Ивановна Тюмасева. Учитель с большой буквы

 

***

Биографическая справка


Зоя Ивановна Тюмасева, 1948 года рождения, доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор. Специалист в области экологии, энтомологии, здоровьесбережения, валеологии, методики преподавания биологии. Действительный член (академик) Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Петровской академии наук и искусств, Международной академии наук педагогического образования. Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации. За большие успехи в научной, педагогической и общественной деятельности награждена медалью Всероссийского общества охраны природы, медалью имени М.В. Ломоносова (2003), медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2005), медалью Гиппократа (2006), значком «Отличник народного просвещения РФ», медалью «За трудовые заслуги» в ознаменование 65-летия Победы в ВОВ (2010), орденом Каменского «За заслуги в образовании» (2008), Почетной грамотой Совета Министров СССР, знаком «Ударник одиннадцатой пятилетки», Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ, медалью ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» «За трудовые заслуги» III степени (2013). «Заслуженный деятель науки» и награждена «Звездой Ученого» (2011).


В 1971 г. Окончила Уральский государственный педагогический институт в г. Уральске по специальности «биология и химия». В 1978 г. Закончила аспирантуру по специальности «Энтомология» при Казахском государственном педагогическом институте им. Абая в г. Алма-Ате. В 1981 г. Защитила кандидатскую диссертацию на тему «Кокцинеллиды (Coleoptera, Coccinellidae) бассейна среднего течения реки Урал» в Биологическом институте Сибирского отделения АН СССР в г. Новосибирске. В 1996 г. Защитила докторскую диссертацию на тему «Теория и практика эколого-валеологической направленности системы непрерывного биологического образования» в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в г. Санкт-Петербурге. С 1979 года работала на кафедре зоологии ЧГПИ (ныне ЮУрГГПУ). С 1984 по 1998 г. Заведовала кафедрой зоологии в ЧГПУ (ныне ЮУрГГПУ). С 1998 года является директором Института здоровья и экологии человека и одновременно заведовала кафедрой валеологии, безопасности жизнедеятельности и медицинской коррекции. С 1998 г. Профессор по кафедре биологии, медицинской генетики и паразитологии. В настоящее время является заведующей кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин Высшей школы физической культуры и спорта ЮУрГГПУ.


С 1993 года возглавляет аспирантуру по энтомологии – 03.00.09, а с 1996 года ведет аспирантуру по теории и методике обучения биологии – 13.00.02. За это время защищено 19 кандидатских и докторских диссертаций.


С 1979 года под ее руководством разрабатываются актуальные проблемы экологии, валеологии, здоровьесберегающего образования, природолюбия, где особое место занимают экология насекомых и непрерывное эколого-валеологическое образование. На протяжении многих лет ведет авторскую научно-исследовательскую школу по непрерывному эколого-валеологическому образованию, которая исследует теорию и практику оздоровления человека, природных систем и образования. Создала энтомологическую школу на Южном Урале. На протяжении многих лет являлась директором Научно-практической лаборатории «Оздоровительные технологии в образовании» Международного института независимых педагогических исследований МАНЭБ (г. Санкт-Петербург). Принимает активное участие в работе международных и всероссийских конференций, съездов, симпозиумов и семинаров по проблемам энтомологии, экологии, здоровья подрастающего поколения и теории природосообразного и здоровьесберегающего образования. По ее инициативе в 1979 году была создана научная энтомологическая лаборатория, на базе которой аспиранты, соискатели проводят исследования и защищают кандидатские диссертации.


На протяжении 39 лет ведет большую работу с молодежью по линии Научного общества студентов и Научного общества учащихся. Воспитанники ее становились победителями многих международных и всероссийских конкурсов. Более 10 лет подряд вела на областном радио ежемесячную экологическую передачу «Ты в ответе за природу». Тюмасева З.И. – автор более 500 научных публикаций, в т.ч. 26 монографий, 68 учебных и учебно-методических пособий и рекомендаций, а также научно-популярных книг. Она была членом научно-методического совета по экологическому образованию РАО, Председателем (10 лет) и членом ученого совета Челябинского областного краеведческого музея, членом Совета по сохранению природного наследия нации (Совет Федерации); членом экспертно-координационного совета по развитию экологического и дополнительного образования на территории субъектов РФ.


Более 35 лет организует и проводит экспедиции по изучению природных экосистем, биоразнообразия, биоиндикации. Тюмасева З.И. была главным редактором журнала «Вестник ЧГПУ. Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология» (до 2006 года). На протяжении ряда лет она входит в редакционную коллегию сборников научных трудов ЧГПУ (г. Челябинск), КГПУ (г. Калуга) и МАНЭБ (г. Санкт-Петербург). Является зампредседателя трех диссертационных советов в ЮУрГГПУ.


Словом, как говорят, маститый ученый, известный не только в России. Это, так сказать, для справки. Николай Тимофеевич Шеремет написал: «Если бы меня, да и не только меня – спросили просто о том, что я думаю об этой женщине, ответил бы не задумываясь: обаяние и доброта, искренность и душевность, если хотите, та «русскость» женщины, без которой мы все остальные – оказались бы ничем, именно такие пока спасают мир и всех нас. Ее ощущение мира, природы тоже удивительно».

 

***


«Утро. Высокая рваная кипень уверенно борется с неровным напором июльского ветра и плывет навстречу ему. Под звонкую переливчатую мелодию все выше и выше забирается под самые облака озабоченный жаворонок, нервически трепеща крыльями и как-то вдруг растворяясь в кипении облаков... А песня его доносится. И хочется отыскать, где он там, жаворонок» (из книги «Природа как книга жизни»).


Такое восприятие может родиться только естественно – через судьбу и годы. Так оно и есть! В семье шестеро сестер, мама – доярка. И, как говорят, все отсюда вытекающие последствия. Да, трудно, да жестко, но, может быть, этот деревенский уклад и определил всю дальнейшую судьбу? Кстати, мама ее была травницей, то есть знала лечебные и полезные свойства природы.


Это – истоки, но настоящая страсть, любовь к биологии пришла позже, когда Зоя училась в институте, полностью погрузившись в удивительный мир незнакомых ранее для нее существ. Пришла тогда, когда исколесила тысячи километров по пустыням Казахстана. Наверное, в первых студенческих экспедициях и появился научный азарт.


Божья коровка – первая любовь. «Божья коровка, улети на небо...» – и она, конечно, припевала в детстве эти немудреные стишки, но кто бы мог тогда сказать, что эта девочка «откроет» с полсотни божьих коровок? В Западном Казахстане она обнаружила и описала 52 вида божьих коровок (до этого было описано всего 5 видов!). Божьи коровки, тараканы, кузнечики, саранча – и вообще все насекомые – близкие знакомые и предмет изучения Зои Ивановны. Букашки-таракашки для нее существа столь же одушевленные и близкие, как и вообще все в природе только наиболее близкие.


Впрочем, ее на этом «не заклинило», можете ее спросить, и она выдаст вам рецепт отличного блюда из... саранчи. Жареная саранча с гусиной лапчаткой одно из любимых экспедиционных блюд.

 

Зою Ивановну Тюмасеву помнят и любят и на ее малой Родине.


Приведем статью из газеты «Степные известия» от 29.07.2000 г. корреспондента О. Елистратовой.


«На прошедшей неделе произошло поистине неординарное событие для Большой Глушицы, которое у нас может произойти только раз в пять лет. Потому что именно с такой периодичностью приезжает в гости к своим родным, друзьями и одноклассникам наша землячка, Заслуженный работник высшей школы, профессор Челябинского государственного педагогического университета Зоя Ивановна Тюмасева. Родилась и выросла она на 3 отделении совхоза имени Фрунзе. В 1971 году закончила Уральский государственный педагогический институт (в Западном Казахстане). Работала учителем биологии и химии. Потом – аспирантура в Алма-Ате, защищала кандидатскую диссертацию в Новосибирске, а докторскую – в Санкт-Петербуре. У Зои Ивановны внушительный список регалий: доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, академик Международной академии наук экологии и безопасности, Международной академии наук педагогического образования, академик Петровской академии наук и искусства (Санкт-Петербург) и просто известный ученый в России и за рубежом. Если бы вы меня попросили рассказать об этой женщине в нескольких словах, я бы ответила – обаятельная, умная и добрая. А если еще короче – УЧИТЕЛЬ. Часто выступает с основными докладами на международных конференциях ученых-валеологов и энтомологов. Она создала на базе Челябинского государственного педагогического института свой Институт здоровья и экологии человека. Ей принадлежит около 400 научных работ, написано 12 монографий, снято 4 научно-популярных фильма, издано 4 научно-популярных книги.


Валеология – именно этим вопросом занимается сейчас Зоя Ивановна, – наука об индивидуальном здоровье человека. Именно на эту тему – эколого-валеологическое образование – Зоя Ивановна провела семинар в администрации района. На нем присутствовали учителя, директора школ района.


В то время, когда говорила Зоя Ивановна, в зале стояла тишина, а говорит она спокойно, не спеша, речь внятная и понятная. Честно говоря, я слушала ее с «раскрытым» ртом. Вроде бы все давно известно и понятно, но что-то в ее голосе, интонациях есть завораживающее, притягательное. И улыбка. Очаровательная улыбка на протяжении всего разговора, красивые глаза, излучающие добро, жесты – все, как магнит, притягивает внимание к ней. Смотри и слушай. И на какое-то время я представила себя ученицей, что сижу в классе на уроке. Время прошло незаметно, полтора часа пролетели как десять минут.


Хотелось бы передать каждое слово, сказанное Зоей Ивановной, но расскажу о самом интересном и нужном, что пригодится не только учителям, воспитателям детского сада, но и родителям настоящим и будущим, которые ожидают появления ребенка.


Человек живет не в вакууме, он живет в социально-природной среде. Как много значит адаптация к этой среде. А особенно важно умело адаптировать к ней ребенка. Здесь нет случайных факторов. Настроение учителя, цвет парты, стены, учебники – это все значимые условия воздействия на маленького человека, они могут его переутомить, а могут, наоборот стимулировать. Как умело снять усталость, напряжение, стресс? Этому учит валеология.


В ноябре 1997 года на международной конференции в Санкт-Петербурге Зоя Ивановна делала доклад, где говорилось об эколого-валеологическом образовании. Не отдельно: экология и валеология, а именно эколого-валеологическое образование.


На Западе эти идеи находятся в развитии. Но Запад отличается от нас финансированием. Если они знают, что нужен кабинет релаксации, чтобы ребенку помочь (снять, как мы говорим, «коричневый дискомфорт», под воздействием которого ребенок становится агрессивным), они тут же оборудуют эту комнату релаксации. Вроде бы игра – положили ладошечки, на одну минутку закрыли глаза, послушали красивые слова под музыку, да еще подышали ароматами, и все, а какой груз напряженности с ребенка сняли!


Школы, где оборудованы кабинеты релаксации, у нас есть. Самая дальняя ее экспериментальная площадка – Качкачар на севере Свердловской области. Там все сделано согласно требованиям валеологии. Теория доступна и проста. Например, учитель, работающий по программе Зои Ивановны Тюмасевой в начальной школе, перед контрольной проводит ароматотерапию. Зажигается лимонная палочка, и дети вдыхают запах лимона (он способствует повышению умственных и физических способностей), а в течение всего урока звучит специально подобранная музыка. И ошибок в контрольной или сочинении дети делают намного меньше. Для этото не нужно много денег. Заготовить травы, эфирное масло, приобрести магнитофон и диски. Причем, музыка должна быть специально подобранная.


Во время беседы Зоя Ивановна рассказывала о своих книгах. Одна из них «Экологическое строительство детской души». В ней затрагиваются проблемы воспитания детей от детского сада до школы. В основе – создание во время обучения ситуации, основанной на реальных событиях, чтобы ребенок лучше запомнил. Ведь в обыкновенной школе учитель объяснил тему и все – прозвенел звонок. Урок закончен. В результате у ребенке в голове осталось 10% информации.


А в экспериментальных школах Зои Ивановны все по-другому. Знание еще не все, человек может быть духовно беден. Здесь важны три компонента обучения. Формирование целостной системы познавательного, эстетического и рационально-потребительского отношения к природе. Надо учить чувствовать природу. Зоя Ивановна одно время вела передачу на Урале на радио «Ты в ответе за природу». Однажды, когда она была в деревне, один тракторист рассказал ей историю про сурка. Как он бежал за сурком и в тот момент, когда почти уже настиг его, сурок перевернулся на спину и из его глаз полились слезы. Человеческие слезы. Так появилась зарисовка «Слезы сурка». Когда Зоя Ивановна прочла этот рассказ по радио, начали приходить отклики, что ребенок плакал, когда успышал эту историю. И, как говорит Зоя Ивановна, учитель должен читать своим ученикам рассказы, которые основаны на реальной жизни, чтобы научить ребенка любить край, друг друга. Понять, что все вокруг нас живое. Мы живем рядом: я и дерево. Оно обладает огромной энергией информации, как и человек. Значит, я должна стараться, чтобы оно не погибло.


Как сказал К.Д. Ушинский: «Если вы хотите воспитывать ребенка во всех отношениях, вы и знать должны все его особенности». В каком состоянии находится ребенок – это очень важно при обучении, черты характера, поведение при общении. Для этого применяется диагностика ребенка по цвету (биополе). Желтый – нежный, фиолетового нужно похвалить, из красных получаются политики, руководители и т.д., розового нельзя перегружать работой. Баланс равновесия между внешней и внутренней средой – здоровье. Это тоже очень важно при обучении.


Зоя Ивановна не только валеолог, но и энтомолог. Энтомология – наука о насекомых. На протяжение 26 лет Зоя Ивановна вместе со своими студентами ездит в экспедиции. В это время они собирают материалы для исследования, изучают травы, насекомых. Природа – это самая важная лаборатория. Все свои знания и наблюдения Зоя Ивановна опять же применяет на практике. Например, гриб-дождевик, если его приложить сразу на свежую рану, – обезараживает и заживляет. Потом рану нужно промыть и опять же приложить гриб-дождевик, потому что в нем содержится антибиотик. Огурец, который мы выращиваем на своих огородах и дачах, оказывается, тоже является лечебным средством. И не только сам овощ, даже стебли, листья, соцветия. Это очень хорошее жаропонижающее средство. А если высушить и растереть огурец без семян – будет присыпка при ожогах.


Зоя Ивановна рассказала случай из жизни, чем, честно признаться, шокировала всех присутствующих. А речь шла о саранче – опасном всеядном вредителе полей, садов и огородов и пожирателе всей зелени. С ней борются всеми методами и уничтожают. Но на самом деле это – ходячая «биофабрика». Настолько тщательно перерабатывает это насекомое зелень и содержит в себе полезные вещества, белок, легкоусваиваемый человеком.


Дело было на природе. В присутствии трехлетнего малыша Зоя Ивановна рассказывала всем о саранче во всех подробностях. И мальчик, недолго думая, поймал саранчу и... съел. В результате получил столько минеральных веществ и витаминов, сколько содержится в одном килограмме малины.


Еще много чего интересного удалось узнать в этот день от Зои Ивановны. Что голубой цвет является сильнейшим раздражителем для грудных детей, что занавески на окнах в классе не должны закрывать окно и лучше, если они будут висеть только сверху. Желающие задавали вопросы Зое Ивановне не только по ее работам, но и касающиеся личной жизни.


Следующая встреча прошла на центральной усадьбе СПК имени Фрунзе, в культурно-оздоровительном центре «Зоренька» для ветеранов. Сюда также пришли одноклассники и родственники Зои Ивановны. В теплой, почти семейной обстановке она подробно рассказала о некоторых методах лечения с помощью лекарственных растений, которыми так богата наша степь, об оздоровительных точках на теле человека.


На прощание Зоя Ивановна сфотографировалась вместе со всеми, кто ее помнит и знает с самого детства. Ведь в этом здании раньше находился школьный интернат. Она жила здесь несколько лет и училась в школе.


А вообще у Зои Ивановны очень необычная судьба. Но это уже другая история».