г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Историческая справка

    

ИДОиПО-new1.jpg

      

     Институт дополнительного образования и профессионального обучения создан 01 октября 1979 года. Его первоначальное название – факультет повышения квалификации руководителей школ. До 1992 года факультет возглавлял профессор В.Ф. Татьянченко. В составе преподавателей, работающих на факультете были профессора Ю.А. Конаржевский, зав. кафедрой научных основ управления школой; доценты: А.В. Раннева, В.И. Долгова; зав. облоно Н.С. Костин, зам. зав. облоно С.А. Репин, зам. зав. гороно В.С. Баймаковский; старшие преподаватели вуза В.М. Опалихин, В.Г. Сохрина и др.

     Основными направлениями подготовки руководителей школ и руководителей рай(гор)оно были: внедрение системного подхода к планированию и анализу учебной и воспитательной работы в школе; освоение теории и практики управления школой как целостной социально-педагогической системой.

     Первый выпуск слушателей факультета состоялся в 1980 году.

     За 12 с половиной лет на факультете прошли повышение квалификации 3988 руководителей Челябинской и Курганской области: из них директоров школ – 1544 человека; зам. директоров – 1764; организаторов внеклассной и внешкольной работы – 261; руководителей, методистов, инспекторов народного образования – 419; на девятимесячных курсах подготовки практических психологов – 221 школьный психолог.

     За этот же период времени на факультете прошли повышение квалификации преподаватели физического воспитания других вузов (81 чел.)
С 2000 года факультет под руководством Дудиной Людмилы Ивановны, доцента кафедры ППиПМ, заслуженного учителя РФ возродил свою работу как Центр подготовки резерва руководящих кадров (ЦПРРК) при ЧГПУ, приступив к обучению лучших студентов IV-V курсов как менеджеров образования. Первый выпуск менеджеров состоялся в 2002. Преподавателями в Центре были: доценты – Н.О. Яковлева, Е.В. Яковлев, Н.А. Вахрушева, Н.Н. Товстуха, О.Б. Адаева, Е.А. Рыльская и др. С 2000 по 2003 года из числа студентов был подготовлен 71 менеджер образования.

     С 2003 по 2005 года курсы менеджеров образования окончили 274 работника образовательных учреждений общего, дошкольного и дополнительного образования, из них 122 – руководителя и 152 педагогических работника.

     В 2002 ЦПРРК выиграл грант на повышение квалификации ППС вузов (Уральский Федеральный округ Российской Федерации) по проекту «Повышение квалификации ППС на базе центров в педагогических вузах, включая проведение семинаров и совещаний» и заключил в 2003 г. Государственный контракт на выполнение работ по гранту.

     В этом же году при ЦПРРК был открыт Центр повышения квалификации (ЦПК) ППС, директором которого был назначен профессор А.Ф. Аменд, директор Института развития образования и воспитания подрастающего поколения при ЧГПУ.

     С 2003 по 2004 в ЦПК ППС повысили квалификацию по программе «Актуальные проблемы обеспечения модернизации общего и профессионального образования» - 235 преподавателей высшей школы УрФО, в том числе ППС вуза – 173 человека.

     В реализации этой программы приняли участие преподаватели вуза, профессора А.Ф.Аменд, В.И. Долгова, Д.Ш.  Матрос, Н.П. Рябинина, Н.Н. Тулькибаева, В.В. Латюшин; доценты Г.С. Шкребень, А.Н. Богачев, О.Б. Адаева, Е.А. Киселева, Г.Б. Поднебесова, Е.А. Рыльская, Н.П. Шитякова, Т.А. Шульгина.

     В 2003 ЦПРРК и Институт развития образования и воспитания подрастающего поколения выпустили научный журнал «Менеджмент в образовании» (№18, сер. 3).
     В 1992-2000 и в 2004-2006 факультет повышения квалификации не функционировал.

     В конце 2006 года факультет переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров (ФППК) как структурное подразделение вуза возродил свою работу, в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №748 от 26.04.2007.  Возглавила факультет доцент Л.И.Дудина, бывший руководитель ЦПРРК. Основными видами деятельности факультета являлись переподготовка, повышение квалификации и стажировка. Повышение квалификации, переподготовка специалистов в области переводоведения и стажировка ППС, работающих над докторскими диссертационными исследованиями осуществлялась для всех категорий педагогических работников системы образования.

     Факультет обеспечивал повышение квалификации руководителей и педагогических работников системы дошкольного, общего, начального профессионального и среднего профессионального, дополнительного образования, специалистов по различным образовательным программам. За 2006-2009 гг. на факультете повысило квалификацию 1665 работников системы общего, дошкольного, начального профессионального и среднего профессионального, дополнительного образования и специалистов, из них 190 руководителей  и 1475 педагогических работников. Особо востребованными потребителями оказались программы по коррекционной педагогике, совершенствованию языковой и методической подготовки учителей иностранного языка, подготовки педагогов дополнительного образования в области физической культуры, подготовки учителей начальных классов, ИКТ, современные педтехнологии в учебно-воспитательном процессе, менеджмент в образовании. 

     В 2007 на факультете была открыта научно-исследовательская лаборатория «Актуальные проблемы повышения квалификации научных и педагогических кадров в системе ВПО», руководитель лаборатории Л.И. Дудина. Данная лаборатория обеспечивает научное обоснование и практическое решение методологических, теоретических и технологических основ повышения квалификации научных и педагогических кадров в системе ВПО.

     Активное участие члены лаборатории приняли в работе трех научно-практических конференциях и двух семинарах.

     В лаборатории занимаются разработкой нового инновационного механизма реализации приоритетных направлений повышения квалификации ППС на основе компетентностного подхода и применения цифровых образовательных ресурсов по каждой из предлагаемых программ, а также реализацией базового и вариативного компонентов повышения квалификации с учетом специфики вуза и уровня профессиональной компетентности слушателя. Лаборатория обеспечивает мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности слушателей в рамках реализации каждого из направлений. Активное участие в работе лаборатории принимали: профессора В.В. Базелюк, А.Ф. Присяжная, Р.С. Димухаметов; доценты В.С. Васильева, В.Е. Жабаков, Е.А. Сивкова, Г.Б. Поднебесова; специалисты И.Н. Зинатулина, З.В. Возгова, Л.Г. Корзунова.

     В течение двух лет 2009-2010 г. реализовывался проект АВЦП «Совершенствование и развитие системы повышения квалификации педагогов» №3.1.2/6818 объемом 1,8млн.руб.

     С 2007 года факультет приступил к реализации образовательных программ повышения квалификации ППС вуза в соответствии с приказами Рособразования №748 от 26.04.2007 и №327 от 14.04.2008 «О контрольных цифрах приема слушателей системы повышения квалификации научно-педагогических работников…» и направлению заявок ППС на повышение квалификации в базовые вузы страны в соответствии с приказами Рособразования 1390 от 23.11.2006 и 2270 от 10.12.2007 «О повышении квалификации ППС в Федеральных ГОУ ВПО». За период с февраля 2007 по декабрь 2008 прошли повышение квалификации на факультете 389 преподавателей высшей школы, из них 382 ППС ЧГПУ.

     С января 2008 года факультет был включен в приказ Рособразования №2336 от 14.12.2007 «О повышении квалификации педагогических работников ГОУ НПО и СПО, находящихся в ведении Федерального агентства по образованию» и приступил к его реализации.

     Всего прошли повышение квалификации 181 работник системы НПО и СПО за 2008-2009 г., из них руководителей – 44 человек и педагогических работников – 137 человек. Обеспечение реализации содержания программ повышения квалификации педагогических работников НПО-СПО осуществлял профессионально-педагогический институт (директор Е.А. Гнатышина).

     Всего за период 2006-2009 гг. на факультете переподготовки и повышения квалификации научных и научно-педагогических кадров обучалось 1969 человек, из них прошли стажировку 10 человек и переподготовку 30.

     Всего обучилось за эти годы 3630 научных, научно-педагогических, педагогических кадров системы образования и других специалистов.

     Состав преподавателей факультета постоянно расширялся: профессора З.И. Тюмасева, С.Г. Молчанов, Н.П. Рябинина, А.Ф. Присяжная, В.В. Базелюк, Л.В. Трубайчук; доценты: Е.В. Гнатышина, П.Г. Рябчук,  С.А. Хузина, О.А. Шумакова, А.А. Саламатов, Е.А. Сивкова, В.С. Васильева, В.Е. Жабаков, Н.В. Уварина, Г.В. Терехова, Т.А. Шульгина, Н.В. Лукиных, Н.А. Козлова, Е.В. Григорьева, М.М. Бормотова, Е.В. Коробейникова, Н.А. Белоусова и др.

     В 2010 году факультет переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров был преобразован в Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО).

     Институт расширил возможности дополнительного профессионального образования,  в 2010 г. было лицензировано восемь программ профессиональной переподготовки с дополнительной квалификацией: «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» (1500 ч.), «Менеджмент в образовании» для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования» (для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных учреждений) (1200 ч.), «Менеджмент в образования» для получения дополнительной квалификации «Менеджер образования (для руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации и местных (муниципальных) органов управления образования)» (1200 ч.), «Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе» (1252 ч.), «Экономист по международной системе бухгалтерского учета, финансового менеджмента и аудита» (1414 ч.), «Преподаватель высшей школы» (1080 ч.), «Менеджер социальной сферы» (1336 ч.), «Разработчик профессионально ориентированных компьютерных технологий» (1730 ч.). В 2011 году лицензированы программы «Менеджмент по развитию персонала» (1442 часа) и  «Менеджмент по маркетингу» (1306 часов).

     За период с 2010 по июнь 2013 гг. в ИДПО прошли обучение 9350 человек. Из них повысили квалификацию 7794 человека, в том числе педагогических работников системы дошкольного, общего, коррекционного и дополнительного образования 6054 человека, педагогических работников системы СПО и НПО – 131 человек, научно-педагогических работников ВПО – 908 человек, специалистов – 415, студентов по программам опережающего обучения – 286 человек.
     По программам профессиональной переподготовки обучалось 1546 человек, из них по программам профессиональной переподготовки (свыше 500 часов) – 914 чел., в том числе закончили обучение – 531 человек. По программам профессиональной переподготовки с дополнительной квалификацией (свыше 1000 часов) – обучалось 632 человека, в том числе закончили обучение 178 человек. Прошли стажировку 10 человек. 

     За это время ИДПО создано программно и учебно-методическое обеспечение системы непрерывного повышения квалификации, а именно:

  • 3 сборника программ повышения квалификации;
  •   концептуально описана модель системы непрерывного повышения квалификации (Концептуальные основы разработки и внедрения многоуровневой системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров: монография / В.В. Латюшин, В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, Л.И. Дудина. – Челябинск: ООО «Издательство РЕКПОЛ», 2009. – 189 с.);

  •   разработан технологический процесс непрерывного повышения квалификации (Теория и технология непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров): учебное пособие / Л.И. Дудина, З.В. Возгова, В.В. Базелюк, Р.С. Димухаметов, И.В. Забродина, Л.Г. Корзунова. – Челябинск: Образование, 2010. – 282 с.);

  • определены перспективные подходы и принципы непрерывного повышения квалификации (Методологический регулятив развития системы непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров: монография / З.В. Возгова. – М.: АПК и ППРО, 2010. – 230 с.);
  • разработана методика непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров  (Методика непрерывного повышения квалификации профессионально-педагогических кадров: монография / З.В. Возгова, Л.И. Дудина, И.В. Забродина, Л.Г. Корзунова. – Челябинск: Цицеро, 2011. – 165 с.);
  • разработаны методические рекомендации (Мониторинг качества сформированности профессиональной компетентности слушателей факультета переподготовки и повышения квалификации научных и педагогических кадров / Под общ. Ред. Дудиной Л.И. – Челябинск: Юж.-Уральское кн. изд-во, 2010. – 154 с.);
  • подготовлен сборник результатов мониторинговых исследований (Сборник результатов мониторинговых исследований профессиональной компетентности слушателей курсов повышения квалификации /З.В. Возгова, Л.И. Дудина, И.В. Забродина, Л.Г. Корзунова – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – 326с.).

     С 01 июля 2013 года ИДПО преобразован в Институт дополнительного образования и профессионального обучения (ИДОиПО) для расширения сферы деятельности.

     Директором ИДОиПО назначен доктор педагогических наук, профессор Артем Аркадьевич Саламатов.

     Основной целью деятельности Института дополнительного образования и профессионального обучения является удовлетворение потребностей человека в развитии, получении новых знаний о достижениях в соответствующих отраслях науки, техники и культуры, передовом отечественном и зарубежном опыте.
Дополнительное образование детей и взрослых, направленное на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.

     Дополнительное профессиональное образование профессорско-преподавательского состава и специалистов, направленное на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

     Профессиональное обучение рабочих и служащих, направленное на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.