г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

История и культура татарского народа Южного Урала

Описание программы
Учебный план
Основное содержание
Оценка эффективности прохождения обучения



 

Описание программы

Тип педагогической программы: учебная программа.


Вид Программы: рабочая программа учебного курса.


Контингент обучающихся: учащиеся 8 классов


Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания учебного курса «История и культура татарского народа Южного Урала».


Ведущие принципы построения Программы: научности, преемственности, конкретности.


Назначение Программы:

  • для обучающихся и родителей (законных представителей) Программа обеспечивает реализацию их права на информацию об объеме учебных услуг по краеведческому образованию, права на выбор этих услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогического коллектива Программа определяет приоритеты в содержании краеведческого образования и способствует интеграции и координации деятельности педагогов в учебном процессе;
  • для администрации школы Программа является основанием для определения качества реализации утвержденного объема гарантированных учебных услуг по краеведческому образованию.


Форма обучения: очная.


Сроки освоения Программы: 1 год.


Объем учебного времени: 192 часов.


Режим учебных занятий: 6 часов в неделю.


Уровень освоения содержания краеведческого образования: общекультурный.


Основные способы освоения содержания Программы: репродуктивный и творческий.



Учебный план

Основное содержание

Используемый учебно-методический комплект

Учебная
программа
Учебники,
учебные пособия
Пособия для учителя Дидактические
материалы
Материалы
для контроля
Кузнецов В.М., ред.
Краеведение: Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области: 8 класс: История и культура народов Южного Урала (35 ч.). – Челябинск: АБРИС, 2008.
Краеведение. Челябинская область. 8 класс: Учебник / под ред. В.М. Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010.

Драгунов А.В., Моисеев А.П., Гитис М.С. Южноральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению. Челябинск: АБРИС, 2007.

Челябинск. История моего города. Кн. для чтения / Под ред. В.С.Боже, Г.С.Шкребня. 2-е изд. Челябинск: АБРИС, 2005.
История и культура народов Южного Урала. Программно-методическое пособие для учителей краеведения Челябинской области / Е.И. Артюшкина, В.М. Кузнецов, А.П. Моисеев, М.С. Салмина; под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2010. Гитис М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах. Челябинск: АБРИС, 2006.

Челябинская область. Атлас / под ред. проф. В.В. Латюшина. – изд. 2-е, перераб. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2010.

Виноградов Н.Б. Исчезнувший мир: атлас древней истории Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1995.
Кузнецов В.М., Кузнецова Е.В.
Контрольные работы по краеведению. 8 класс // Письмо ГОУ ДПО ЧИППКРО от 4 мая 2007 г. № 243.


Используемая дополнительная литература

  1. Алеврас Н.Н., Конюченко А.И. История Урала XI – XVIII вв. Учебн. пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
  2. Виноградов Н.Б. Страницы древней истории Южного Урала: Учеб. пособие. – Челябинск: ЮУКИ, 1997.
  3. Челябинская область. Краткий справочник / Авт.-сост. М.С.Гитис, А.Л.Моисеев. Челябинск: АБРИС, 2004.
  4. Познай свой край. Челябинская область: Краткий справочник. Челябинск: АБРИС, 2004.
  5. Челябинск. Энциклопедия. Челябинск: Каменный пояс, 2001.
  6. Челябинская область: Энциклопедия. Т. 1-5. Челябинск: Каменный пояс, 2003-2006.
  7. Алеврас Н.Н., Ибрагимова Л.Д., Кузнецов В.М., Салмина М.С. История Урала (XI – XVIII вв.): Метод. пособие для учителя. Челябинск: ЮУКИ, 2001.
  8. Андреева М.А. Озера Среднего и Южного Урала. Челябинск: ЮУКИ, 1973.
  9. Аркаим: Исследования. Поиски. Открытия / Науч. ред. Г.Б.Зданович; сост. Н.О.Иванова. Челябинск: Каменный пояс, 1995.
  10. Архипова Н.П. Ястребов Е.В. Как были открыты Уральские горы. Свердловск: СУКИ, 1980.
  11. Виноградов Н.Б., Чагин Г.Н., Шкерин В.А. История Урала с древнейших времен до конца XVIII века: Учеб. пособие. Екатеринбург: Дом учителя, 2001.
  12. Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта: Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей: В 2-х частях. Ч.1. УрО РАН, ЧелГУ. Челябинск: ЮУКИ, 1992.
  13. Горное сердце края / Сост. А.П. Моисеев. Челябинск: Рифей, 1994.
  14. Захаров С.Г. Озеро Большой Кисегач. Челябинск: Дом печати, 2002.
  15. Захаров, С.Г. Озеро Еловое. Челябинск: Дом печати, 2002.
  16. Ильменский заповедник. Челябинск: ЮУКИ, 1991.
  17. Калишев В.Б. У природы нет плохой погоды: о погоде Урала. Челябинск, 1998.
  18. Матвеев А.К. Вершины Каменного пояса. Челябинск: ЮУКИ, 1990.
  19. Новое в археологии Южного Урала: Сб. научных трудов / Под ред. С.А. Григорьева. Челябинск: Рифей, 1996.
  20. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Челябинск: АТОКСО, 1993.
  21. Природа Челябинской области. Челябинск: ЧГПУ, 2000.
  22. Виноградов Н.Б. и др. Страницы древней истории Южного Урала: методическое пособие. Челябинск: ЮУКИ, 2000.
  23. Шувалов Н.И. От Парижа до Берлина по карте Челябинской области. Челябинск: ЮУКИ, 1989.

 


Оценка эффективности прохождения обучения

Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос, портфолио ученика), промежуточный контроль (контрольная работа), олимпиады по татарскому языку, конкурс, посвященный Муссе Джалилю.


В результате изучения курса ученик должен…


знать/понимать

  • краеведческие понятия и термины: этнография, генеалогия, метрические книги, шежере; фольклор, топонимика; миграция, колонизация, ассимиляция; этнос, этнографическая группа; крестьяне, казаки, горнозаводские жители; изба, горница, тирмэ (юрта); реальное училище, гимназия, университет; церковь, мечеть, синагога, костёл, кирха; архив, библиотека, музей; круглая скульптура, рельеф, гравюра; «престольный праздник», сабантуй, фестиваль;
  • лингвистическую классификацию народов Южного Урала; десять наиболее многочисленных национальностей Челябинской области;
  • ключевые события истории народов Южного Урала: 1552 г. – после взятия Казани войсками Ивана IV Грозного башкиры добровольно приняли подданство русского царя; 1842 г. – казаки-нагайбаки переселены на Новую пограничную линию; 1897 г. – Первая Всероссийская перепись населения;
  • ключевые события истории культуры Южного Урала: 1923 г. – открылся краеведческий музей в Челябинске;


уметь:

  • анализировать семейные реликвии и фотографии как историко-краеведческие источники;
  • соотносить даты событий истории Южного Урала с основными периодами отечественной истории;
  • объяснять происхождение (приводить версии) этнонимов народов Южного Урала;
  • объяснять причины добровольного и вынужденного переселения представителей различных национальностей на Южный Урал;
  • показывать на карте Челябинской области районы современного компактного расселения народов;
  • описывать произведения народного и профессионального искусства, проводить их классификацию;
  • рецензировать просмотренные театральные постановки и кинофильмы;
  • приводить примеры связей условий жизни и особенностей культуры народов Южного Урала, их взаимовлияния и взаимодействия;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания причин и значения событий и явлений повседневной жизни; художественного языка различных видов искусства; смысла народных и религиозных обрядов и обычаев;
  • формулирования собственных суждений о значимости переписей населения; об историко-культурном наследии народов Южного Урала;
  • общения с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.