г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Открываем физику


Университетский класс профессора М.Д. Даммер

«Открываем физику!»

для учащихся 5 – 6 классов





5 класс

6 класс 



Автор учебников физики для 5 – 6 классов приглашает школьников, особенно заинтересованных тайнами природы. На занятиях проводятся интересные исследования, опыты, дискуссии, решаются олимпиадные задачи. Занятия готовят к олимпиадам и другим интеллектуальным соревнованиям.


Мы будем знакомиться с физическими явлениями, наблюдать и описывать их, исследовать закономерности. Будем учиться проводить опыты, высказывать свои предположения и проверять их. Узнаем, как важно научиться точно измерять, а иногда обходиться без измерительных средств и оценивать значения величин «на глаз». Оказывается, это тоже можно сделать весьма точно!


На занятиях совместно с одноклассниками будем узнавать интересные факты из книг, фильмов, интернета, готовить по ним доклады, обсуждать их в процессе дискуссий.


И какая физика без решения задач?! Конечно, мы будем решать самые интересные расчетные и экспериментальные задачи. И не только решать, но и сами придумывать новые каверзные задачи и предлагать их друг другу. Будучи бессменным председателем жюри Олимпиады юных физиков в течение 20 лет, я разработала и накопила много увлекательных задач для 5 – 6-классников. Среди них есть и придуманные учениками очень оригинальные задачи.


Итак, мы ждем наших встреч, чтобы осваивать язык физики, научно излагать свои мысли, придумывать новые опыты и изобретать новые устройства. Наука ждет наших открытий!



Основная цель курса: первоначальное знакомство с физическими явлениями.



Основными задачами курса являются формирование следующих умений:

1. Проводить наблюдения, простые опыты и измерения, исследовать закономерности явлений;

2. Описывать и объяснять физические явления;

3. Решать задачи по физике различного уровня;

4. Собирать, анализировать и представлять информацию физического содержания.


Курс рассчитан на два года (5 – 6 классы), по 72 часа в каждом классе.



5 класс (72 часа)


Что изучают физика. История возникновения наук о природе. Явления природы. Физические явления. Физические тела и их характеристики: форма, объем. Вещество.


Методы физических исследований: наблюдения и опыт.


Знакомство с физическими величинами



Измерения


Физические величины. Единицы величины. Измерение величины. Измерительные приборы. Шкала измерительного прибора. Цена деления шкалы прибора.


Измерение длины и площади


Единицы длины. Приборы для измерения длины. Курвиметр. Из истории измерений.


Единицы площади. Определение площади прямоугольника и квадрата. Измерение площади палеткой.



Экспериментальные работы


1. Определение размеров тела;

2. Изготовление курвиметра и измерение длины кривых линий различными способами;

3. Измерение длины окружности курвиметром и определение числа π.

4. Измерение площади фигуры неправильной формы палеткой;

5. Измерение площади круга и определение числа π.

6. Измерение размеров малых тел методом рядов.



Измерение объема. Единицы объема. Определение объема прямоугольного параллелепипеда и куба. Мензурка. Способы определения объема твердых, жидких и сыпучих тел.



Экспериментальные работы


7. Измерение объема твердых, жидких и сыпучих тел;

8. Измерение объема тел с помощью отливного стакана.



Механическое движение


Механическое движение. Тело отсчета. Траектория движения. Классификация механического движения в зависимости от формы траектории. Пройденный путь. Единицы пройденного пути. Относительность траектории и пройденного пути.


Измерение времени. Момент времени. Промежуток времени. Единицы времени. Приборы для измерения времени: часы, секундомер. Из истории часов; солнечные, песочные, огненные и водяные часы.


Скорость движения. Единицы скорости. Спидометр. Относительная скорость. Космические скорости.


Равномерное и неравномерное движение. Расчет пройденного пути и времени движения. Графическое изображение движения: графики зависимости пройденного пути от времени. Стробоскопический метод изучения движения.



Экспериментальные работы


9. Измерение времени движения различных тел;

10. Измерение периода колебательного движения.



Масса тела


Масса тела. Единицы массы. Определение массы тела взвешиванием.



Экспериментальные работы


11. Определение массы твердых, жидких и сыпучих тел взвешиванием;

12. Изготовление разновесов;

13. Измерение длины и площади через взвешивание.



Сила. Измерение силы с помощью динамометра


Взаимодействие тел. Условие равномерного движения тела. Сила. Изменение скорости и деформация тел под действием силы. Характеристики силы как векторной физической величины: модуль, направление, точка приложения. Единицы силы. Прибор для измерения силы — динамометр. Равнодействующая одинаковых по модулю и противоположно направленных сил.


Сила тяжести. Деформация тел под действием силы тяжести. Измерение силы тяжести. Зависимость силы тяжести от массы тела.


Сила упругости. Виды деформаций. Измерение силы упругости. Зависимость силы упругости от деформации и жесткости тела. Устройство динамометра.


Давление. Единицы давления. Способы увеличения и уменьшения давления.


Сила трения. Виды трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения, вязкое трение. Зависимость силы трения скольжения от силы давления и качества поверхности трущихся тел.


Сила Архимеда. Равновесие тел в жидкости. Условия плавания тел.


Экспериментальные работы


14. Изучение характеристик силы;

15. Изучение зависимости силы тяжести от массы тела;

16. Изучение зависимости силы упругости от деформации и жесткости тела;

17. Изучение способов изменения давления;

18. Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и качества обработки поверхности;

19. Изучение трения качения;

20. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело;

21. Изучение зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части тела и плотности жидкости.


Энергия


Механическая энергия. Потенциальная энергия. Кинетическая энергия. Изменение кинетической и потенциальной энергии тела. Единицы энергии. Превращение одного вида механической энергии в другой.



Шестой класс (72 часа)

Строение вещества. Тепловые явления


Частицы, составляющие вещество. Опыты, подтверждающие дискретное строение вещества. Движение частиц вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества.


Агрегатные состояния вещества. Температура. Термометры и температурные шкалы.


Внутренняя энергия тела. Способы изменения внутренней энергии тела. Способы теплопередачи: теплопроводность, излучение, конвекция. Парообразование: испарение и кипение. Температура кипения. Конденсация. Влажность воздуха.


Плавление и отвердевание. Температура плавления.


Горение.



Экспериментальные работы


1. Изучение закономерностей диффузии;

2. Изучение взаимодействия частиц вещества;

3. Наблюдение теплопроводности;

4. Наблюдение конвекции;

5. Наблюдение излучения;

6. Наблюдение испарения и кипения;

7. Измерение влажности воздуха;

8. Наблюдение плавления и кристаллизации.



Электромагнитные явления


Электризация тел. Два рода электрических зарядов. Взаимодействие зарядов. Из истории изучения электрических явлений. Электрическое поле. Электроскоп.


Электрический ток. Условия возникновения электрического тока. Электрическая цепь и ее элементы. Источники тока. Действия электрического тока.


Магнитное поле проводника с током. Электромагнит. Постоянные магниты и их взаимодействие. Магнитное поле Земли. Электромагнитная индукция и ее применение.



Экспериментальные работы


9. Наблюдение электризации тел;

10. Сборка электрической цепи;

11. Изучение теплового действия тока;

12. Изучение магнитного действия тока;

13. Изучение химического действия тока;

14. Наблюдение взаимодействия постоянных магнитов;

15. Изучение магнитных свойств различных веществ;

16. Исследования образования полюсов при взаимодействии нескольких магнитов;

17. Сборка электромагнита и изучение его свойств;

18. Исследование электромагнитной индукции.



Оптические явления


Источники света. Распространение света. Природа света. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Образование тени и полутени. Солнечные и лунные затмения.


Отражение света. Законы отражения. Плоское зеркало. Зеркальное и диффузное отражение.


Преломление света. Поглощение света. Законы преломления. Линзы. Собирающие и рассеивающие линзы. Получение изображения предмета в линзах. Фокус линзы. Оптическая сила линзы. Оптические приборы.


Дисперсия света. Разложение белого света на составляющие.



Экспериментальные работы


19. Наблюдение образования тени и полутени;

20. Наблюдение отражения света;

21. Наблюдение преломления света;

22. Получение изображения в плоском зеркале;

23. Получение изображения в сферических зеркалах;

24. Получение изображения в линзах.



Преподаватель: заведующая кафедрой теории и методики обучения физике ЧГПУ профессор М.Д. Даммер.



Показатели эффективности прохождения обучения


Участие в олимпиадах и других интеллектуальных конкурсах, подготовка печатной и цифровой продукции, разработанной учениками.