ГЛАВНАЯ       о ЧГПУ       АБИТУРИЕНТУ       СТУДЕНТУ       НАУКА   
   
   Вы находитесь: >> Проход по ссылкам навигацииcspu.ru >> Кафедры >> Общевузовские кафедры >> философии и культурологии
  Пропустить Навигационные Ссылки.
Развернуть НовостиНовости
Развернуть АккредитацияАккредитация
Развернуть АбитуриентуАбитуриенту
Развернуть Колледж ЧГПУКолледж ЧГПУ
Развернуть МагистратураМагистратура
Развернуть АспирантураАспирантура
Развернуть СтудентуСтуденту
Развернуть НаукаНаука
Развернуть О ЧГПУО ЧГПУ
Развернуть АдминистрацияАдминистрация
Развернуть ФакультетыФакультеты
Сворачивание КафедрыКафедры
Сворачивание Общевузовские кафедрыОбщевузовские кафедры
иностранных языков
педагогики и психологии
физического воспитания
философии и культурологии
экономической теории и менеджмента
Развернуть Факультетские кафедрыФакультетские кафедры
Развернуть ПодразделенияПодразделения
Развернуть ИДОиПОИДОиПО
Развернуть Центр ТРКИЦентр ТРКИ
Развернуть Платные услугиПлатные услуги
Развернуть Нормативная базаНормативная база
Развернуть Проекты договоров ЧГПУПроекты договоров ЧГПУ
Развернуть Челябинское областное общество краеведовЧелябинское областное общество краеведов
Развернуть Лингвистический центр LeXisЛингвистический центр LeXis
Развернуть Language Centre  LeXisLanguage Centre LeXis
Развернуть РифейРифей
Проверить свою почту
Удаленный доступ к приложениям
План работы ЧГПУ на год. Итоги работы вуза за год
Облачный ЧГПУ
Телефоны ЧГПУ
Внутренние ресурсы (внутри университета)
Внутренние ресурсы (из интернета)
В помощь преподавателю
Как нас найти
Карта сайта
Образовательный центр ЧГПУ
Развернуть Дистанционное образованиеДистанционное образование
Развернуть ЧГПУ – системе образованияЧГПУ – системе образования

Кафедра философии и культурологии

г. Челябинск, пр. Ленина, 69, ауд. 444, тел. (351) 239-36-96


зав. кафедрой

Борисов Сергей Валентинович,
доктор философских наук, доцент, заведующий кафедрой

НОВОСТИ

Актуальные материалы по учебно-методической и научно-исследовательской деятельности кафедры размещены на сайте http://borisovsv.webnode.com


 

Состав кафедры
Из истории кафедры
Сотрудничество кафедры
Учебные пособия кафедры
Философия – детям
Дипломы, премии, гранты
Итоги 2012-2013 учебного года

Состав кафедры

ФИО (полностью) Должность Ученая степень
Борисов Сергей Валентинович Заведующий кафедрой, профессор Доктор философских наук
Баркова Валентина Васильевна Профессор Кандидат философских наук
Богданова Вероника Олеговна Старший преподаватель Кандидат философских наук
Воробьев Антон Сергеевич Аспирант -
Дядык Наталья Геннадьевна Старший преподаватель Кандидат философских наук
Жуков Игорь Александрович Доцент -
Зырянова Валерия Михайловна Доцент Кандидат философских наук
Клементьев Александр Анатольевич Доцент Кандидат философских наук
Липский Вячеслав Иванович Профессор Кандидат философских наук
Никанорова Татьяна Васильевна Доцент Кандидат философских наук
Романова Ольга Петровна Старший лаборант -
Скорюков Олег Николаевич Аспирант -
Тухватулина Ксения Александровна Доцент Кандидат исторических наук
Усов Владимир Николаевич Профессор Доктор философских наук

Из истории кафедры

Общеинститутская кафедра философии была образована в 1960 г. для преподавания марксистско-ленинской философии, включающей учебные курсы по диалектическому и историческому материализму, эстетике, этике и научному атеизму. У истоков кафедры стояли В.Г. Афанасьев (лауреат Государственной премии СССР за учебник «Основы философских знаний»(1983 г.), с 1976 по 1989 г. главный редактор газеты «Правда») и А.П. Стуков (знаток классической философской литературы, фактический организатор кафедры философии).  В дальнейшем кафедрой философии руководили А.И. Монаков, Р.П. Ратникова, Ф.М. Землянский, В.Г. Мордкович, В.А. Демичев, Г.Н. Затевахина, В.Ф. Самсонов, В.И. Липский. В 1971 г. при кафедре была открыта аспирантура по диалектическому и историческому материализму. Впоследствии аспирантуру по специальности «09.00.01 – онтология и теория познания» возглавили В.Ф. Самсонов и С.В. Борисов. В разное время на кафедре были выполнены шесть докторских диссертаций: В.Г. Мордковичем, В.А. Демичевым, Ф.М. Землянским, В.Ф. Самсоновым, С.С. Загребиным, С.В. Борисовым.

При кафедре философии действуют два научно-исследовательских объединения: научно-исследовательская лаборатория «Философское и обществоведческое образование в средней и высшей школе» (учреждена в 2006 г.) и «Центр социальной теории и проблем гражданской культуры» (учрежден в 2009 г.).

Сотрудничество кафедры

С Институтом философии РАН, с научным журналом «Личность. Культура. Общество»; с 2005 года кафедра организует работу Регионального редакционного совета журнала.
С Уральским отделением РАО (2005-2008 гг.) (г. Екатеринбург); участие в комплексной программе научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций».

С Ассоциацией «Межрегиональное общество социальной теории» (г. Москва); проведение I междисциплинарного научно-практического семинара «Социальная теория и проблемы формирования гражданской культуры в регионах России (Челябинская область)» (октябрь 2009 г.) и круглых столов (январь 2010 г., март 2011 г.) с участием представителей Института философии РАН, РИК, ЧГПУ, ЧелГУ, ЧГАКИ, Общественной палаты и администрации Челябинской области.

С Центром современной педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада). Проведение обучающего тренинга по теме «Введение в вузовскую компетентностную педагогику» под руководством директора Центра современной педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада) проф., д.пед.н., PhD Г.А. Рудика (сентябрь 2010 г.). Работа над созданием инновационного учебного пособия «Основы философии» для средних специальных учебных заведений.

Учебные пособия кафедры

Осуществляется преподавание основ философии по программам и учебным пособиям проф. С.В. Борисова «Философские беседы»; «Философские беседы» – это целостный учебно-методический комплекс, включающий в себя учебное пособие, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя. Каждый элемент УМК прошел экспертизу и имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ». УМК предназначен для преподавания элективного курса в старшей профильной школе. Учебное издание используется в школах Российской Федерации и странах ближнего зарубежья (Литва, Беларусь, Украина, Казахстан). Осуществлено два издания – в 2005 и 2007 г. общим тиражом 15000 экз.

В 2010 году вышло в свет учебное пособие С.В. Борисова «Основы философии» (Борисов С.В. Основы философии: учебное пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 424 с.: ил.) Учебное пособие было удостоено Диплома и премии Института философии РАН «Победителю конкурса учебных пособий по философии для вузов». Учебное пособие успешно прошло экспертизу НМС по философии Министерства образования и науки РФ, и ему был присвоен гриф «Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине «Философия» для всех специальностей и направлений подготовки». Благодаря договору с издательством «Флинта: Наука», данным пособием обеспечены все студенты ЧГПУ. Разработанный и апробированный в 2010 году УМК по философии вместе с учебным пособием позволяют оптимизировать процесс преподавания философии, самостоятельную работу студентов, реализовать личностно-центрированный подход в образовательном процессе.

В 2010 г. д.ф.н., проф. В.Ф. Самсоновым было подготовлено и издано учебное пособие для студентов вузов «Философия».

Философия – детям

Кафедра активно сотрудничает с Межрегиональной детской общественной организации «Философия – детям» (г. Москва); с 2005 года на базе кафедры действует региональное отделение этой организации:

2005 г. – проведение проф. С.В.Борисовым мастер-класса «Философия для детей» в ЦДРИ в рамках I Международной научно-практической конференции «Философия – детям» (г. Москва);
– учащиеся МОУ гимназии № 7 г. Верхний Уфалей (Челябинская область) награждаются Дипломами лауреатов конкурса философских эссе «Философия – детям» на I Международной научно-практической конференции «Философия – детям» (г. Москва);
– организация и проведение круглого стола «Философия для детей» на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» в МГУ им. М.В.Ломоносова (г. Москва);

2006 г. – учащиеся МОУ гимназии № 63 г. Челябинска награждаются Дипломами лауреатов конкурса философских эссе «Как научиться понимать других людей» МДОО «Философия – детям» на II Международной научно-практической конференции «Философия – детям» (г. Москва);

2008 г. – учащиеся МОУ СОШ № 112 г. Челябинска награждаются Дипломами лауреатов конкурса философских эссе «Диалог культур и культура диалога» МДОО «Философия – детям» на III Международной научно-практической конференции «Философия – детям» (г. Москва);

2009 г. – проведение областной заочной олимпиады по философии для школьников в возрасте от 8 до 18 лет. Всего на конкурс были поданы 71 заявка и 98 эссе. Участниками олимпиады были школьники из 11 городов и 4 поселков Челябинской области;
– участие в работе круглого стола «Философия для детей» на Международной конференции посвященной Всемирному дню философии ЮНЕСКО (г. Москва);

2010 г. – проведение областной заочной олимпиады по философии для школьников по теме «Мудрость Древнего Китая» (май-июнь 2010 г.);
– проведение всероссийского конкурса эссе по философии для студентов и аспирантов всех специальностей по теме: «Нужны ли обществу школы?» (май-июнь 2010 г.);
– участие в работе IV Международной конференции «Философия – детям. Мышление и здоровье» (ноябрь 2010 г.);

2012 г. – участие в работе V Международной конференции «Философия – детям. Интеллект и творчество» (ноябрь 2012 г.).

Дипломы, премии, гранты

2002-2004 г., Министерство образования РФ, проект № PD 02-3.13-11 «Пути повышения качества образования посредством философской пропедевтики»;

2003-2004 г., Министерство образования РФ, проект № Г0 2-1.1-311 «Человек философствующий»: продуктивность современной рефлексивной модели философской пропедевтики»;

2004-2005 г., РГНФ, проект № 04-06-16002д «Издание книги: «Человек философствующий»: исследование современных моделей философской пропедевтики»;

2004 г., Министерства образования РФ и Правительства Челябинской области, проект № 001.06.04-04 ВМ «Развитие критического мышления и когнитивного поведения средствами философской пропедевтики»;

2003-2004 г., НФПК, 11а тур Конкурса учебников (элективные курсы для старшей профильной школы), проект № Об – 31 «УМК элективного курса «Философские беседы» для старшей профильной школы»;

2005 г., Сертификат электронных образовательных программ в сфере высшего и дополнительного профессионального образования (Совет Межрегионального объединения «Морозовский проект», Комитет ТПП РФ, Академия менеджмента и рынка, Национальный институт программы IBIZ АТЭС в России). Электронная образовательная программа «Философия»;

2006 г., Премия Уральского отделения РАО в номинации «За фундаментальные и прикладные исследования различных областей науки, внесшие значительный вклад в развитие системы образования»;

2008 г., Диплом Конкурса образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся, организованного под эгидой журнала «Исследовательская работа школьников» и Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» за описание концепции УМК «Философские беседы» для 4 класса;

2009 г., Диплом и премия Института философии РАН «Победителю конкурса учебных пособий по философии для вузов» за учебное пособие «Основы философии» (автор – проф. С.В. Борисов). Данная работа была единственной удостоенной премии из числа 47 работ, поданных на конкурс;

2011 г., РГНФ, проект № 11-43-93016к «Подготовка к изданию научно-популярной книги “Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет?” (15 а.л.)»;

2011-2012 г., ФЦП, проект № 2011-1.3.2-303-013-018 «Конструктивистские модели философствования: гносеологический анализ»;

2012-2014 г., Департамент приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки РФ, проект № 6.3386.2011 «Феноменологические научно-исследовательские программы и технологии в системе непрерывного философского образования».

См. "Аннотированный отчет_2012", "Приложение 1",  "Приложение 2".

См. "Аннотированный отчет_2013", "Приложение 1", "Приложение 2", "Приложение 3".

 

 

 

Итоги 2012-2013 учебного года

Основные направления деятельности и достигнутые результаты:

1) Учебно-методическая работа

Кафедра обеспечивает основные образовательные программы по 12 направлениям подготовки бакалавров (37 дисциплин), 2 направлениям подготовки магистров (5 дисциплин), всем направлениям подготовки аспирантов (1 дисциплина), а также ООП ПВВ по специальности 09.00.01 – онтология и теория познания (5 дисциплин).

Эффективность педагогической деятельности преподавателей обеспечивает стабильное качество образования. По программам ГОС ВПО по результатам сессионного контроля и ФЭПО-16 по философии – 85% студентов освоили все ДЕ (при среднем показателе – 82%). По программам ФГОС ВПО по результатам сессионного контроля и ФЭПО-16 по философии – 43% студентов продемонстрировали 3 и 4 уровни компетенций (наивысший показатель – 60% (факультет иностранных языков)).

2) Научно-исследовательская работа преподавателей

31 октября 2012 г. кафедрой была проведена российская конференция – Симпозиум «Философия образования новой России» (см.: Борисов С.В.  О философии образования новой России и не только…// Социум и власть. 2012. № 6. С. 122-125; видео сюжет: http://www.cspu.ru/news/big_3956.html);

24 мая 2013 г. кафедрой была организована встреча философов Челябинска с главным редактором журнала «Вопросы философии» проф. Б.И. Пружининым и проф. Т.Г. Щедриной (см.: http://bkjournal.org/filosofskiy-parokhod-vozvrashchayetsya/).

Ученые кафедры приняли очное участие и выступили с пленарными и секционными докладами на 5 научных конференциях международного, российского и регионального уровней (В.В. Баркова, С.В. Борисов, В.М. Зырянова).

НИО кафедры реализовали 2 научных проекта, финансируемых внешними грантами: а) 2011-2012 г., ФЦП, проект № 2011-1.3.2-303-013-018 «Конструктивистские модели философствования: гносеологический анализ» (рук. – В.О. Богданова); б) 2012-2014 г., Департамент приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки РФ, проект № 6.3386.2011 «Феноменологические научно-исследовательские программы и технологии в системе непрерывного философского образования» (рук. – С.В. Борисов).

3 научных проекта аспирантов и молодых ученых получили финансирование по гранам Ректората ЧГПУ.

В общей сложности НИО кафедры приняли участие в 7 научных конкурсах разного уровня (поданы заявки).

Об эффективности работы аспирантуры свидетельствуют 2 защиты кандидатских диссертаций выпускниками 2012 г. (В.О. Богданова, Н.С. Зырянова). В апреле 2013 г. кафедрой была проведена экспертиза и составлено заключение на докторскую диссертацию соискателя О.Э. Ивановой. Аспирантом О.Н. Скорюковым была успешной пройдена промежуточная аттестация.

Учеными кафедры были опубликованы: 1 монография (В.А. Шумаков), 41 научная статья в журналах и сборниках, среди которых: 11 – в научных журналах, включенных в РИНЦ, 5 – в российских научных журналах, включенных в перечень ВАК РФ. 

3) Научно-исследовательская работа со студентами

В рамках Универсиады ЧГПУ 2012 и 2013 гг. 5 студентов очной формы обучения приняли участие в выполнении научных исследований и разработок.

2 студента (2012 г.) (рук. – В.В. Баркова, С.В. Борисов) и 3 студента (2013 г.) (рук. – В.В. Баркова) стали победителями и лауреатами Конкурса научно-исследовательских работ студентов ЧГПУ.

4) Международное сотрудничество

Кафедрой ведется совместная работа с Центром современной педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада) над созданием инновационного учебного пособия «Основы философии» для средних специальных учебных заведений, по рецензированию работ центра (2 рецензии на методические разработки Центра).

2-10 августа 2013 г. – участие ученых кафедры и выступление с докладом (С.В. Борисов) на ΧΧIII World Congress of Philosophy (Афины, Греция).

Работа с органами управления образованием, образовательными и другими учреждениями

Кафедра приняла участие в разработке КИМ по обществознанию для областных олимпиад школьников, в проведении занятий по подготовке одаренных детей (победителей олимпиад городского и областного уровня) к выступлению на Всероссийских и международных олимпиадах по обществознанию (С.В. Борисов).

21 марта 2013 г. Центром социальной теории и проблем гражданской культуры (НИО кафедры) и Общественной палатой Челябинской области был проведен круглый стол «Развитие гражданского общества в России: проблемы, цели, инструменты». Обсуждалась стратегия развития гражданского общества в России и в регионе на основе материалов доклада члена Общественной палаты РФ, научного руководителя Всероссийского центра изучения общественного мнения И.Е. Дискина.

5) Перспективы развития кафедры

В научной сфере:оптимизировать и расширить поле деятельности двух НИО кафедры: научно-исследовательской лаборатории «Философское и обществоведческое образование в средней и высшей школе» (учреждена в 2002 г.) и «Центра социальной теории и проблем гражданской культуры» (учрежден в 2009 г.). Создать благоприятные условия для научной деятельности сотрудников кафедры (возможность публикации научных трудов, участия в работе конференций (научные командировки), курсов повышения квалификации в ведущих научных центрах). Продолжить сотрудничество с Институтом философии РАН, с научным журналом «Личность. Культура. Общество» (Институт философии РАН); оптимизировать работу Регионального редакционного совета журнала. Продолжить сотрудничество с научным журналом «Социум и власть». Создать условия для издания собственного научно-методического журнала «Преподавание философии» с перспективой его вхождения в перечень рецензируемых журналов. Создать условия для привлечения выпускников вузов в аспирантуру по философии (специальность 09.00.01).

В образовательной сфере:оптимизация преподавания философии в соответствии со всем лучшим, что можно извлечь из ФГОС. Продолжить апробацию новых учебных пособий кафедры и, что самое главное, адекватных духу времени методов образовательной деятельности, позволяющих оптимизировать процесс преподавания философии, самостоятельную работу студентов, реализовать личностно-центрированный подход в образовательном процессе. Главный акцент необходимо сделать на самостоятельную работу студентов, однако эффективность этой работы зависит от качества ее организации. Нужно не «учить» студента, а создать благоприятную возможность для того, чтобы он учился сам. Разработать программы магистратуры. Возродить существовавшие некогда секции философии в рамках НОУ (так называемых «Малых академий»).

В материальной сфере: создать комфортные условия для труда преподавателей и студентов (обновить оргтехнику, создать кабинет философии).

Информация обновлена в декабре 2013 г.


 
Вверх     Назад

Показать форму для отправки веб-мастеру предложений и замечаний

© Челябинский государственный педагогический университет.

454080 г.Челябинск, пр.Ленина, 69. Тел. (351) 239–36–01, 239–36–02; Факс: 264–77–53, postbox@cspu.ru