г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Диссертационные советы

Положение о совете по защите диссертаций

Положение о присуждении ученых степеней

Прием диссертации к предварительному рассмотрению (список документов)

Историческая справка

Впервые  совет по защите кандидатских диссертаций был открыт в 1973 г. Его председателем был ректор института проф. Шулепов С.В. Диссертации защищались по двум специальностям: теории и истории педагогики и методике преподавания физики.

В 1976 г. после реорганизации ВАК в институте были открыты два совета, которые тогда назывались специализированными: совет по теории и истории педагогики и совет по истории КПСС. Председателем первого был доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики Матушкин С.Е., впоследствии ректор Челябинского государственного университета, ученым секретарем – доцент кафедры педагогики Белокур Н.Ф. Второй совет возглавлял доктор исторических наук, профессор, зав.кафедрой истории КПСС Лисовский Н.К. Ученым секретарем вначале был доцент Сержантов В.Г., а после его смерти  вплоть до окончания срока полномочий совета – доцент Павленко В.Д.

Совет по педагогике прекратил свою деятельность в 1981 г., совет по истории КПСС - в 1990 г. после смерти проф. Лисовского Н.К. и больше уже по историческим наукам не открывался. По педагогике же был открыт вновь в 1995 г. под председательством доктора педагогических наук, профессора Яковлевой Н.М.  Вначале этот совет был кандидатским (ученый секретарь - доцент Анохина Т.А.), а с 1 июня 2001 г. стал докторским (ученый секретарь – сначала  профессор Черкасов В.А., потом – доцент Швеммер В.Г., профессор Долгова В.И., в настоящее время профессор Уварина Н.В.). После смерти Надежды Максимовны Яковлевой  диссертационный совет возглавила доктор педагогических наук, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии Яковлева Надежда Олеговна.

Старейший диссертационный совет в вузе – это совет по теории и  методике обучения и воспитания (физика), так называемый "Усовский совет", хотя довольно долгое время его возглавлял ректор института доктор физико-математических наук, профессор Шулепов С.В. После его смерти председателем стала доктор педагогических наук, профессор, академик РАО Усова А.В., а затем доктор педагогических наук, профессор Матрос Д.Ш. Учеными секретарями совета в разное время были доцент Тушев М.Н., доцент Хомутский В.Д., доцент Крестников С.А., профессор Елагина В.С.  В 1996 г. совет стал докторским. С  2007 г. в этом совете стали принимать диссертации по двум специальностям: теория и методика обучения и воспитания (физика) и теория и методика обучения и воспитания (информатика). Последние защиты в совете прошли  в ноябре 2012 г.

В 1995 г. был открыт  диссертационный совет по физиологии, а в 2000 г. добавлена специальность  "психофизиология". Председателем совета был утвержден доктор биологических наук, профессор Фомин Н.А., в настоящее время совет возглавляет доктор биологических наук, профессор Шибкова Д.З. Учеными секретарями были вначале доцент Шибкова Д.З., затем профессор Горелова Г.Г., доцент  Ефимова Н.В., в настоящее время ученым секретарем утвержден доктор биологических наук Байгужин П.А.

В 2002 г. открыт кандидатский совет по специальностям «Физика конденсированного состояния» и «Химия твердого тела». Председатель совета – доктор химических наук, профессор Викторов В.В., ученый секретарь – кандидат физико-математических наук, доцент Свирская Л.М. В 2008 г. в совете изменились специальности, а именно: «Физическая химия» (физико-математические науки) и «Химия твердого тела» (химические науки).

В 2004 г. открыт кандидатский совет по специальностям «Русский язык» и «Сравнительно-историческое, типологическое и сопоставительное языкознание». Председатель совета – доктор филологических наук, профессор Гашева Л.П., ученый секретарь – кандидат филологических наук, доцент Юздова Л.П.

С 2008 г. оба совета стали докторскими, в 2013 г. деятельность этих советов приостановлена.

В 2008 г. открыт докторский диссертационный совет по специальностям «Теория и методика обучения и воспитания (дошкольное образование)» и «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровень начального образования)». Председатель совета – доктор педагогических наук, профессор Трубайчук Л.В., ученые секретари – вначале  кандидат педагогических наук, доцент Галкина Л.Н., в настоящий момент доктор педагогических наук, доцент Емельянова И.Е.

В связи с утверждением нового Положения о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук, утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.12.2011 г. № 2817, были перерегистрированы три диссертационных совета: Д 212.295.01 (по педагогическим наукам), Д 212.295.03 (по биологическим наукам), Д 212.295.04 (по педагогическим наукам), которые действуют в вузе в настоящее время.