г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng China.png Français

Историческая справка

Истоки создания отдела аспирантуры и докторантуры берут свое начало с декабря 1948 года, когда была открыта аспирантура.  Первой заведующей аспирантурой была Смагина Н.В..

С 1964 г. по 2009 г. возглавляла отдел аспирантуры и докторантуры Почетный работник высшего профессионального образования Галина Павловна Репина.

Первыми научными руководителями аспирантуры были Н. И. Алпатов – педагогика; Н.Ф. Кунин – физика твёрдого тела; В. М. Экземплярский – психология; Л. А. Уткин – ботаника).  С 1962 года был значительно расширен перечень специальностей аспирантуры. Часть ведущих доцентов получили право научного руководства аспирантами: С. В. Шулепов — «физика твёрдого тела», Н. К. Лисовский – «история КПСС», Г. А. Турбин – «русский язык», А. В. Усова – «методика преподавания физики», М. С. Свирский – «теоретическая и математическая физика», Г. Д. Шереметьев — «оптика», А. И. Окороков – «гельминтология».

В 70-е годы открываются новые специальности : А. М. Чепасова, Л.А. Глинкина  – «русский язык»; Н. А. Томин, С. Е. Матушкин – «педагогика»; В. П. Раков – «советская литература»; Н. А. Фомин – «физиология», В. А. Демичев, В. Г. Мордкович – «философия», И. Я. Барков – «алгебра и тригонометрия», М. А. Шитяков — «дифференциальные и интегральные уравнения», Л. Е. Эпштейн – «политэкономия»; Б.М. Балин, Л.Б. Гариффулин – немецкий язык, Б.А. Князев – английский язык, Е.М. Гойдо – французский язык, Л.Я. Леванидов – «органическая химия», «биологическая химия», О. И. Голяницкий – «неорганическая химия», И. В. Шкловский, Ю.В. Катуков – «теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки».

В 80–е годы открывается аспирантура по специальности «всеобщая история» под руководством доктора исторических наук А. Б. Цфасмана; «онтология и теория познания» под руководством доктора философских наук, профессора В.Ф. Самсонова.

90-е годы отмечены дальнейшим развитием аспирантуры. Под руководством  профессора М. М. Кипниса открывается аспирантура по специальности «дискретная математика и математическая кибернетика», под руководством профессора В. И. Усанова – «историография, источниковедение и методы исторического исследования», под руководством профессора В.Ф. Мамонова - "отечественная история". Начинает работать аспирантура по специальности «методика преподавания биологии» у профессора В. В. Латюшина, «методика преподавания информатики» у профессора Д. Ш. Матроса, «энтомология» у профессора З. И. Тюмасевой.

Особое место в подготовке кадров высшей квалификации занимает аспирантура по специальностям: «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования». Это самая большая по численности и эффективности работы аспирантура. Готовят научные кадры по этим специальностям ведущие ученые университета – доктора наук, профессора:  Тулькибаева Н.Н., Гнатышина Е.А., Быстрай Е.Б., Присяжная А.Ф., Саламатов А.А., Уварина Н.В.,  Большакова З.М.

Постоянный рост защит докторских диссертаций значительно расширил возможности аспирантской подготовки. За  пять лет открыта аспирантура по таким научно–значимым специальностям, как: «педагогическая психология» – доктор психологических наук, профессор В. И. Долгова, «экономическая теория» – доктор экономических наук, профессор В. С. Антонюк. В 2003 под руководством профессоров В. В. Викторова, А. В. Толчева начала работать аспирантура по специальностям «химия твёрдого тела» и «физическая химия». В 2005 году было открыто 11 новых научных специальностей: «Зоология» (Лихачев С.Ф.), «Экология» (Шибкова Д.З., Левина С.Г.), «Русская литература» (Маркова Т.Н.), «Сравнительно–историческое, типологическое и сопоставительное языкознание» (Гашева Л.П., Горбачевский А.А.), «Теория и методика обучения и воспитания (общетехнические дисциплины и трудовое обучение)» (Бабина С.Н.) , «Теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень начального образования)» (Попова А.А.) , «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровень начального образования)» (Трубайчук Л.В.), «Теория и методика дошкольного образовании» (Трубайчук Л.В.), «Психофизиология» (Шибкова Д.З.), «Медицинская психология» (Буторин Г.Г.).