г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Историческая справка

Истоки создания отдела аспирантуры и докторантуры берут свое начало с декабря 1948 года, когда была открыта первая аспирантура. В 1962 в институте была создана научная часть, первым проректором по научной работе стала Людмила Григорьевна Ахумова – кандидат исторических наук, доцент. В 2008 году в структуре научной части был создан отдел аспирантуры и докторантуры. Первой заведующей аспирантурой была Смагина Н.В. (с августа 1963 по август 1964 года)
     С 1964 г. по 2009 г. возглавляла отдел аспирантуры и докторантуры Почетный работник высшего профессионального образования Галина Павловна Репина.
     Первыми научными руководителями аспирантуры были Н. И. Алпатов – педагогика; Н.Ф. Кунин – физика твёрдого тела; В. М. Экземплярский – психология; Л. А. Уткин – ботаника). В 1951 первыми выпускниками аспирантуры стали: Е. Г. Пономарёв, Е. В. Иванушкина – специальность «физика твёрдого тела»; Г. М. Мельникова – специальность «психология»; Ф. Д. Лесина – специальность «педагогика»; В. П. Самарин – специальность «ботаника». С 1962 года был значительно расширен перечень специальностей аспирантуры. Часть ведущих доцентов получили право научного руководства аспирантами: С. В. Шулепов — «физика твёрдого тела», Н. К. Лисовский – «история КПСС», Г. А. Турбин – «русский язык», А. В. Усова – «методика преподавания физики», М. С. Свирский – «теоретическая и математическая физика», Г. Д. Шереметьев — «оптика», А. И. Окороков – «гельминтология».
     В 70-е годы открываются новые специальности и привлекаются к руководству аспирантуры ведущие учёные института: А. М. Чепасова – «русский язык», Л. А. Глинкина – «русский язык», Н. А. Томин, С. Е. Матушкин – «педагогика», В. П. Раков – «советская литература», Н. А. Фомин – «физиология», В. А. Демичев, В. Г. Мордкович – «философия», И. Я. Барков – «алгебра и тригонометрия», М. А. Шитяков — «дифференциальные и интегральные уравнения», Л. Е. Эпштейн – «политэкономия». В это же время открывается аспирантура по иностранным языкам – Б. М. Балин, Л. Б. Гариффулин – немецкий язык, Б. А. Князев – английский язык, Е. М. Гойдо – французский язык, Л. Я. Леванидов – «органическая химия», «биологическая химия», О. И. Голяницкий – «неорганическая химия», И. В. Шкловский, Ю.В. Катуков – «теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки».
      В 80–е годы открывается аспирантура по специальности «всеобщая история» под руководством доктора исторических наук А. Б. Цфасмана, «онтология и теория познания» под руководством доктора философских наук, профессора В.Ф. Самсонова.
     90-е годы отмечены дальнейшим развитием аспирантуры. Под руководством доктора физико-математических наук, профессора М. М. Кипниса открывается аспирантура по специальности «дискретная математика и математическая кибернетика», под руководством доктора исторических наук, профессора В. И. Усанова – «историография, источниковедение и методы исторического исследования». Через год была открыта аспирантура по специальности «отечественная история» под руководством доктора исторических наук, профессора В.Ф. Мамонова. Начинает работать аспирантура по специальности «методика преподавания биологии» у профессора В. В. Латюшина, «методика преподавания информатики» у профессора Д. Ш. Матроса, «энтомология» у профессора З. И. Тюмасевой.
      Особое место в подготовке кадров высшей квалификации занимает аспирантура по специальностям: «Общая педагогика, история педагогики и образования», «Теория и методика профессионального образования». Это самая большая по численности и эффективности работы аспирантура. Готовят научные кадры по этим специальностям ведущие ученые университета – доктора наук, профессора: Яковлева Н.М., Тулькибаева Н.Н., Аменд А.Ф., Трубайчук Л.В., Попова А.А., Никитина Е.Ю. Значительно расширился состав научных руководителей за последние годы из числа молодых докторов наук: Яковлева Н.О., Большакова З.М., Быстрай Е.Б., Присяжная А.Ф.
     Сложившаяся в 90-х годах экономическая ситуация в стране привела к тому, что в университете была открыта коммерческая аспирантура, что значительно увеличило контингент аспирантов. Постоянный рост защит докторских диссертаций значительно расширили возможности аспирантской подготовки. За последние пять лет открыта аспирантура по таким научно–значимым специальностям, как: «педагогическая психология» – доктор психологических наук, профессор В. И. Долгова, «экономическая теория» – доктор экономических наук, профессор В. С. Антонюк. В 2003 под руководством докторов химических наук, профессоров В. В. Викторова, А. В. Толчева начала работать аспирантура по специальностям «химия твёрдого тела» и «физическая химия». В 2005 году было открыто 11 новых научных специальностей: «Зоология» (доктор биологических наук, профессор Лихачев С.Ф.), «Экология» (доктор биологических наук, профессор Шибкова Д.З., доктор биологических наук Левина С.Г.), «Русская литература» (доктор филологических наук, профессор Маркова Т.Н.), «Сравнительно–историческое, типологическое и сопоставительное языкознание» (доктора филологических наук, профессора Гашева Л.П., Горбачевский А.А.), «Теория и методика обучения и воспитания (общетехнические дисциплины и трудовое обучение)» (доктор педагогических наук, профессор Бабина С.Н.) , «Теория и методика обучения и воспитания (математика, уровень начального образования)» (доктор педагогических наук, профессор Попова А.А.) , «Теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровень начального образования)» (доктор педагогических наук, профессор Трубайчук Л.В.), «Теория и методика дошкольного образовании» (доктора педагогических наук, профессора Аменд А.Ф., Трубайчук Л.В.), «Психофизиология» (доктор биологических наук, профессор Шибкова Д.З.), «Медицинская психология» (доктор психологических наук, профессор Буторин Г.Г.), «Психология развития, акмеология» (доктор психологических наук, профессор Долгова В.И.). Открывая новые специальности, ректорат продолжает укреплять новыми кадрами традиционно существующую аспирантуру. Подготовкой научных кадров занимаются доктора наук, профессора: А. Л. Худобородов, Д. З. Шибкова, Г. А. Шиганова, Л. А. Песин, Н.П. Рябинина, С.С. Загребин, В.В. Базелюк, Н.О. Яковлева, Е.Ю. Никитина, З.М. Большакова, Ю.Г. Камскова, Е.Б. Быстрай, Т.Е. Помыкалова, А.Ф. Присяжная, Н.П. Рябинина, Н.В. Ким, Т.В. Гавриш, С.Г. Левина, С.В. Борисов, Н. С. Сидоренко, А. Н. Брызгалов, Г. Я. Гревцева, В. С. Елагина, Е. Ю. Волчегорская, Р. С. Димухаметов, Е. А. Гнатышина, Н. В. Уварина, И. С. Карасова, М. Д. Даммер, Л. И. Будникова, О. Р. Шефер, Н.А.Соколова.