«ЛИМПОПО – 2019»: решаем, мастерим, учимся работе с детьми

В Южно-Уральском государственном гуманитарно-педагогическом университете (ЧГПУ) проходит XXX открытый смотр-конкурс вожатского мастерства «ЛИМПОПО – 2019». Педагогический отряд филологического факультета подготовил большой материал о трёх состоявшихся конкурсах.

 

Проблемная ситуация: найти верное решение

23 октября состоялся конкурс «Решение педагогической ситуации»: конкурсантам-напарникам для решения предлагалась проблемная педагогическая ситуация. Трудные случаи из области организации летнего отдыха детей и подростков были заранее предложены самими участниками «ЛИМПОПО».

Жюри оценивало работу каждого напарника отдельно и ориентировалось на знания конкурсантами основ педагогики и психологии, методов обучения и воспитания, методики организации детского летнего отдыха. Кроме того, принималось во внимание качество и количество конструктивных предложений по решению проблемы, умение работать в паре и ораторское искусство выступающих. Кстати, в жюри «ЛИМПОПО – 2019» не только взрослые, но и дети – победители прошлогоднего городского конкурса «Педагогическое расследование».

Своими впечатлениями о мероприятии поделилась Алена Доморенко, студентка филологического факультета: «Конкурс прошёл очень интересно, но в тоже время и волнительно. Мы долго готовились к нему: вспоминали свою смену в лагере, думали над вожатскими педагогическим ситуациями, представляли, какие вопросы могут попасться нам в билетах. Уже на конкурсе, стоя у двери, мы жутко волновались, но, когда моя напарница вытянула билет, все переживания пришлось оставить позади и сосредоточиться на решении, собраться с мыслями. Время для ответа пролетело просто незаметно, мы старались работать в команде, как летом в лагере, поддерживать друг друга. Думаю, у нас получилось хорошее выступление, хоть и времени на подготовку было совсем немного, всего 3 минуты. Впечатления от конкурса у нас остались самые положительные!»

 

Что такое лэпбук и для чего он вожатому?

23 октября впервые в рамках «ЛИМПОПО» прошёл конкурс «Лэпбук - современное средство обучения и воспитания детей».

Лэпбук (lapbook) – интерактивная самодельная книжка или папка, которая содержит множество кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек, дверок и других деталей. Все материалы лэпбука соответствуют определённой теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Лэпбуки позволяют закрепить знания по теме, осмыслить содержание книги и провести исследовательскую работу.

Конкурсанты от Всероссийских детских центров «Смена», «Орленок», «Океан» и Международного детского центра «Артек» представили свои лэпбуки, посвящённые подготовке новичков, которые только собираются в лагерь и проходят школу вожатых.

«Мне очень понравился этот конкурс, – отметила Яна Куренкова, представитель МДЦ «Артек». – Думаю, что с помощью лэпбука будущие вожатые могут познакомиться со спецификой детских центров, в которых им скоро предстоит работать. Все интерактивные книжки, представленные на конкурсе, были интересными, яркими и содержали большой объем информации о детских центрах, были оформлены в индивидуальном стиле. Мне кажется, что такое мероприятие в будущем можно проводить и среди факультетов, оно поможет будущим вожатым в их подготовке к детскому лагерю».

Жюри оценивало работы на соответствие теме конкурса, обращало внимание на принцип педагогической целесообразности лэпбука, его информативности и доступности при использовании. Кроме того, жюри отмечало оригинальность подхода к оформлению работы и разнообразие представленного практического материала.

 

ЛИМПОМПО – территория идей

30 октября состоялся конкурс «Мастерская вожатого». «Мастерская вожатого: «ЛИМПОМПО – территория идей» – это обмен опытом между участниками смотра-конкурса и проведение занятий для «новичков» по обучению методике организации летнего отдыха в детских оздоровительных лагерях. В конкурсе «Мастерская вожатого» за три дня приняло участие более 300 человек, включая организаторов, участников мероприятия и жюри.

В творческих мастерских в дни конкурса творилось настоящее волшебство: факультет подготовки учителей начальных классов показал, как в организационный период смены можно построить город для своего отряда, естественно-технологический факультет – как с помощью красок и пены создать арбуз, студенты филологического факультета пели обрядовые песни и водили хороводы на праздник Ивана Купалы, а физико-математический факультет выделился своим актёрским мастерством. ВДЦ «Орленок» продемонстрировал, как ребёнку создать индивидуальный образовательный маршрут с помощью карты своих достижений, а ВДЦ «Смена» – как построить снежный город.

«Перед каждым конкурсом было очень волнительно. Но, поскольку мы с напарницей Анастасией Ефимовой заранее тщательно готовились, всё проходило очень хорошо, – рассказала Алёна Матвеева, студентка факультета подготовки учителей начальных классов. – Особенно понравилось испытание «Мастерская вожатого». Наш мастер-класс мы готовили, дорабатывали и корректировали довольно долго, и в итоге всё получилось именно так, как запланировали».

«Мастерская вожатых» – один из самых трудных конкурсов, проходящих в рамках «ЛИМПОПО», – добавила Алёна Доморенко, – ведь во время него нужно как можно лучше рассказать о вожатском мастерстве тем, кто только учится быть вожатым, всего за 20 минут! Для того, чтобы как можно нагляднее рассказать о праздновании Ивана Купала в лагере, нам пришлось украсить аудиторию рисунками и лентами, самим надеть белые славянские платья и сплести венки из последних осенних цветов. А пришедшие на мастерскую ребята вместе с нами пели настоящие обрядовые песни, водили хороводы и знакомились с изготовлением талисманов, связанных с праздником. Время на мастерской прошло просто незаметно, как на настоящем лагерном мероприятии!»

Конкурсанты в интерактивной форме продемонстрировали свой профессиональный опыт и владение техникой и методикой организации работы с детьми по таким направлениям, как воспитание и оздоровление, дополнительное образование (работа кружков), взаимодействие между субъектами в детском оздоровительном лагере, педагогическая деятельность вожатого.

Жюри оценивало у выступающих оригинальность раскрытия темы занятия и оптимальный объем материала, отмечало логическую взаимосвязь этапов занятия и уровень достижения поставленных целей и задач, анализировало педагогическую технику студентов и практическую значимость занятия.