Информационная культура детства: сплав инновационных и традиционных методик

На факультете дошкольного образования ЮУрГГПУ состоялась Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Информационная культура современного детства». Её участниками стали ведущие учёные, руководители, воспитатели и методисты дошкольных образовательных организаций, психологи из Челябинска, Москвы, Ростова-на-Дону, Екатеринбурга, Китая, Белоруссии, Узбекистана. Организаторы конференции решили провести её в новом формате, дав участникам возможность не только познакомиться с теоретической информацией, но и научиться новым методикам работы с дошкольниками.

В первый день, 31 октября, состоялось пленарное заседание. Оно прошло онлайн, что позволило участникам, не тратя время на длительные переезды, прямо с рабочего места вовлечься в конференцию. Благодаря помощи Светланы Викторовны Мачинской, директора Центра развития образования города Челябинска, было организовано подключение к вебинарной комнате с доступом на 500 точек.

Докладчики пленарного заседания не были ограничены по времени, как предписывает традиционный формат научных конференций. Это позволило более детально обговорить самые важные моменты. О современном детстве рассказывали: Оксана Алексеевна Скоролупова, вице-президент по дошкольному образованию Института мобильных образовательных систем (Москва); Раиса Михайловна Чумичева, профессор кафедры дошкольного образования Южного федерального университета (Ростов-на-Дону); Елена Олеговна Смирнова, руководитель Центра игры и игрушки Московского государственного психолого-педагогического университета и многие другие.

Российским участникам особенно интересно было познакомиться с опытом зарубежных коллег. Так, в докладе «Проблемы и перспективы становления информационной грамотности детей дошкольного возраста в Узбекистане» Гульноз Косимовна Хасанова, заведующая кафедрой дошкольного образования Бухарского государственного университета (Узбекистан) рассказала о том, как в их стране мощное воздействие цифровой среды на детей сопровождается усилением нравственного и патриотического воспитания. Чжан Шу и Ху Чжиюань, преподаватели Ниндэского профессионально-технического института (Китай) поделились результатами использования интернет-технологий для распространения идей и методов чтения у детей. Наталья Григорьевна Дубешко, заведующая кафедрой дошкольного образования и технологий Барановичского государственного университета, (Беларусь) выступила с докладом о научно-методическом обеспечении обучения детей старшего дошкольного возраста основам робототехники.

Обсуждение докладов пленарного заседания продолжилось в рамках круглого стола. Получив от участников вопросы, которые зачастую содержали опасения по поводу негативных эффектов влияния информационной среды на дошкольников, учёные ответили на каждый из них. «Основной вывод, который мы сделали в рамках обсуждения, это то, что сейчас очень важно найти золотую середину между инновациями и традициями, сохранить между ними баланс, – отметила заведующая кафедрой педагогики и психологии детства ЮУрГГПУ Ирина Евгеньевна Емельянова. – Мы обсудили, какие из «архаичных» методик жизненно необходимо оставить, а какие новейшие методики привнести в образовательный процесс».

Второй день, который обычно состоит из секций, на данной конференции было решено сделать максимально прикладным. Он прошёл в формате курсов повышения квалификации с серией мастер-классов, участниками которых стали 30 человек. Небольшое количество людей позволило сделать подготовку каждого практика адресной. Теперь именно они будут делиться полученными умениями и знаниями со своими коллегами. Оксана Алексеевна Скоролупова, представила интерактивную цифровую систему «Методическое электронное образование – детский сад», которая может облегчить работу воспитателей с документами. Юлия Сергеевна Григорьева, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии детства Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета провела мастер-класс «Разработка компьютерных игр по социально-коммуникативному воспитанию детей дошкольного возраста». Александра Валерьевна Еремина, педагог дополнительного образования детского сада №100 (Челябинск) научила педагогов создавать мультфильмы вместе с детьми.

Второй день закончился экскурсией в детский сад №18 д. Казанцево (Рощино), который является экспериментальной площадкой компании «Инновации детям» по внедрению новых информационных технологий в образовательную среду. Выезд сопровождала Олеся Владимировна Котлованова, врач-психиатр, психотерапевт, её задачей было ответить на вопросы о рисках и эффектах инновационного оборудования для развития и воспитания дошкольников.

По итогам конференции все участники получили сертификаты, а факультет дошкольного образования ЮУрГГПУ немало положительных отзывов о мероприятии. Один из них прислала профессор Южного федерального университета Р. М. Чумичева: «Вы показали прекрасный пилотаж, организационный и научный! Ваша кафедра привела меня в восторг – вы команда, которая сделала многое. Каждый преподаватель у вас бриллиант! Ирина Евгеньевна Емельянова – настоящий научный лидер с прекрасными стратегиями и коммуникациями. Желаю вам творческого вдохновения всегда!».

Добавим, что конференция прошла в рамках проекта «Становление основ информационной грамотности дошкольников», поддержанном Российским фондом фундаментальных исследований (договор от 28.02.2018 № 18-013-00743\18, руководитель – И. Е. Емельянова).

 

Екатерина Самойловских, отдел по связям с общественностью

Фотографии предоставлены кафедрой педагогики и психологии детства