Мастерство молодых учителей: взгляд профессора ЮУрГГПУ

Профессор кафедры физики и методики обучения физике ЮУрГГПУ М. Д. Даммер была приглашена  в состав жюри на одной из номинаций фестиваля профессионального мастерства молодых учителей города «Педагогический калейдоскоп». Вот какими впечатлениями о конкурсе поделилась Манана Дмитриевна.

«Целью номинации «мастер-класс» была оценка уровня готовности педагога эффективно распространять педагогический опыт в условиях реализации современной модели образования, уровень сформированности навыков и алгоритмов профессиональной деятельности. Участники фестиваля давали мастер-классы в необычных условиях — они показывали не мастерство по своему предмету, а владение внепредметными знаниями и умениями, позволяющими им обогащать свою учительскую практику и делать процесс обучения для своих воспитанников увлекательным. Мастер-класс демонстрировался на педагогических работниках.

Представим критерии, по которым оценивались выступления участников.

1. Профессиональная компетентность:

- сущность предлагаемой проблемы;

- актуальность предлагаемой проблемы; степень адекватности способов решения предлагаемой проблемы современным целям, задачам, логике развития образования; способность к методическому и научному обобщению; технологичность.

2. Коммуникативная компетентность:

- приемы мотивации участников мастер-класса;

- способность к распространению педагогического опыта;

- способность к импровизации;

- стиль общения, степень воздействия на аудиторию; владение и целесообразное использование научно-понятийного аппарата.

3. Информационная компетентность:

- эффективный отбор и структурирование информации;

- целесообразность используемых средств решения проблемы.

Энтузиазму и творческому потенциалу молодых учителей можно было только удивиться. От них веяло уверенностью в своем профессионализме, стремлением к постоянному поиску нового и самосовершенствованию. Перед жюри выступили семеро участников, обучающих детей физике, французскому языку, истории и обществознанию, изобразительному искусству, истории и мировой художественной культуре, математике и физической культуре. Практически все участники посветили свои выступления различным аспектам преподавания своего предмета, но тематика выходила за рамки программного материала и показывала универсальность предлагаемой технологии.

Меня приятно удивил учитель физкультуры Василий Павлович Шкира (школа № 12), который полезность физических упражнений доказывал законами физики. При этом учебное занятие превращалось в увлекательное мероприятие. Не менее интересным было посвящение учеников в финансовую грамотность учителя математики Евгении Николаевны Курышкиной (школа № 130). Она с удовольствием поделилась с нами приемами систематизации семейного бюджета, в отношении которого, честно говоря, я себя почувствовала первобытным человеком.

Анна Вячеславовна Галеева (лицей № 35) и Евгения Рафаиловна Корзенкова (гимназия № 1) показали общекультурную ценность своего предмета — истории, и ее высокий метапредметный потенциал. Трогательным было выступление учителя французского языка Анны Петровны Возней (гимназия № 93), которая показала, как найти общий язык с собеседником, не зная его языка. Учитель ИЗО Лилия Шамилевна Исмагилова (школа № 54) научила нас быстро и легко рисовать различные «мордашки». Мы с удовольствием вооружились этим ценным умением.

Не скрою, что мне наиболее дорогим было выступление выпускника нашего факультета и теперешнего студента магистратуры Александра Павловича Болтенко (школа № 2). Его мастер-класс принципиально отличался тем, что был направлен не на учеников, а на самосовершенствование учителя. Он показал практикум по развитию техники речи. Проблема владения культурой речи очень актуальна для молодого учителя. Мы, преподаватели педагогического вуза, прекрасно это знаем. Александр Павлович показал интересные упражнения для развития голоса. Его бархатный тон разговора убедил нас в эффективности предложенных упражнений и его собственном трудолюбии.

Считаю, что такие мероприятия являются очень ценными для молодых учителей, которым можно сказать только спасибо за их преданность профессии и желание учиться новому».