г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Новости

Владимир Садырин: «Учитель всегда молод, потому что он работает с будущим» 19.09.2016

Владимир Садырин: «Учитель всегда молод, потому что он работает с будущим»

Южноуральская панорама: http://up74.ru/articles/obshchestvo/87690/?sphrase_id=102669


Челябинский государственный педагогический университет в этом году открыл новую страницу своей истории: теперь он будет называться Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. Какой станет жизнь привычного ЧГПУ с новым именем? Какие педагоги будут нужны завтрашним школам? Об этом в преддверии нового учебного года корреспондент «ЮП» побеседовал с ректором университета Владимиром Садыриным.



Небыстрый процесс

— Скептики считают, что за сменой названия Челябинского педуниверситета не скрывается никаких качественных изменений. Что вы на это скажете?

— Все законы природы, философия и прочее говорят: чтобы перейти к качественным изменениям, нужно накопить количественные. Количество, я думаю, мы уже накопили, и цифры приема, средний проходной балл об этом свидетельствуют. Каждый год я говорю, что мы сделали хороший, приличный, отличный набор. Так вот в этом году мы сделали прекрасный, чудный набор, лучший за последние десять лет! Количество принятых студентов — 1153, средний проходной балл выше, чем в ЮУрГУ, — 67,3.


Мы становимся все более привлекательными для абитуриентов из других регионов России. В этом году пальму первенства держат студенты из Свердловской области — 38 человек. Как всегда, много поступило абитуриентов из Оренбургской, Курганской областей, Башкортостана, Ханты-Мансийска и еще из 16 других регионов. Есть даже Камчатка, Ямал и Сахалин.


Больше всего студентов приняли факультет иностранных языков, факультет учителей начальных классов и естественно-географический факультет. Значительно больше студентов, чем раньше, поступило в высшую школу физкультуры и спорта. Впервые на внебюджет поступило 312 студентов. Но настоящий фурор произвели абитуриенты колледжа. Мы открыли его в 2013 году, и первый набор был 13 человек. А в этом году на первый курс принято 220 студентов! Несмотря на то что там нет бюджетных мест, туда идут, хотя в Челябинске есть еще четыре педколледжа с бюджетными местами.


Интересная тенденция наблюдается среди студентов, поступивших к нам учиться в магистратуру. В этом году к нам пришли 25 выпускников из ЮУрГУ, десять из ЧелГу, десять из аграрного, четверо из университета физической культуры. Есть даже один магистрант из Московского авиационного института.


Так что количество мы накопили. Но это не означает моментальных качественных изменений. Мы хотим, сохраняя свой педагогический профиль, развивать гуманитарное образование и получить бюджетные места на направления, связанные с социальной работой, психологией и другими гуманитарными науками. У нас также заключен договор в Высшей школой экономики, и в Челябинске будет создан один из четырех в стране центров по подготовке руководителей школ.


Однако контрольные цифры приема на следующий год уже распределены, и там нет увеличения гуманитарной составляющей. Значит, будем пробовать коммерческие профили, чтобы подготовить образовательные программы и материальную базу к открытию новых гуманитарных бюджетных мест в 2018 году. Это дело небыстрое.


Четыре в одном

— Вероятно, рост привлекательности ЧГПУ для абитуриентов связан с сокращением педвузов по всей стране. Или есть другие причины?


— Первая причина — это действительно сокращение гуманитарного образования, в первую очередь у нас в области. У нас никогда не было студентов из Магнитогорска, но закрылся МАГУ, и в этом году мы приняли 14 человек оттуда. Кизильский район, Верхнеуральский, Агаповский — все они тоже учились в Магнитогорске, сегодня они едут к нам, создают конкуренцию местным ребятам, и у нас повышается проходной балл.


Вторая причина: мы пытаемся реагировать на запросы школ и абитуриентов. В последние пять лет мы сделали упор на английский язык, потому что по новому профессиональному стандарту учитель должен знать иностранный язык и уметь добывать образовательные ресурсы на нем.


Из соседних регионов к нам, к примеру, едут потому, что только мы готовим учителей французского языка и учителей химии. Я недавно выступал перед директорами челябинских школ и сказал им: ребята, шевелитесь! Только в Тракторозаводском районе у вас не хватает шести учителей химии, в это время к нам приезжают работодатели из Тюменской области и забирают учителей химии и биологии к себе, предлагая очень приличные зарплаты и квартиры. Наши выпускники стали уезжать работать в московские школы. Есть факультеты со стопроцентным трудоустройством: еще до нового года разобрали всех учителей начальных классов и воспитателей детских садов, учителей химии, физики, математики. В этом заключается третья причина привлекательности педагогического образования — гарантия трудоустройства и хорошая заработная плата. Сейчас я веду двоих магистрантов, они работают учителями технологии и зарабатывают под 30 тысяч рублей. Согласитесь, для вчерашнего выпускника это совсем неплохо.

Есть и другие причины привлекательности педагогического образования.


Очередь за китайским

— Приток абитуриентов из других регионов вынуждает вас учитывать особенности тамошних систем образования?


— Честно говоря, мы особо это не учитываем. Ведь во всех соседних регионах педагогические вузы сохранились и полностью заменить их нам не по силам. Другое дело, что мы должны так развиваться, чтобы быть востребованными. Никто из соседей не может сказать, что у них самое лучшее лингвистическое образование на факультете иностранных языков. А мы можем, поэтому к нам едут учить английский, французский, а теперь и китайский. По китайскому хотели набрать только одну группу, но был такой сумасшедший конкурс, что пришлось набрать три. Мы сохраняем лучшие филологические традиции, к нам приходят с телевидения и просят учителей русского языка, чтобы сделать из них журналистов.


В моих планах — побывать в министерствах образования соседних областей и заключить с ними договоры на целевое обучение. Будем принимать целевиков, но если они думают, что для них это будет просто пропуск в университет с более низкими баллами, пусть даже не мечтают. У нас нынче был просто бешеный конкурс среди целевиков!


— Есть ли что-то помимо гарантии трудоустройства и хорошей зарплаты, из-за чего молодежь идет в учителя?


— Недавно у меня был разговор с одним профессором из Москвы, и он сказал: «Дети остались единственным искренним сословием в России». Дети очень любят молодых учителей, я это всегда говорю студентам на первой встрече. И они намного легче находят с ними общий язык. Был у нас один парень — будущий учитель физкультуры. После учебы собирался то ли в бизнес, то ли тренером, сам точно не знал. И вот он поехал на практику в наш детский лагерь, где отдыхают дети работников и преподавателей университета. Он там проводил с детьми зарядку, они на нем висли гроздьями. И так ему понравилось! А пойду-ка я, говорит, в школу. Так что, я считаю, именно общение с детьми играет тут важную роль. Недаром ведь говорят, что учитель всегда молод, потому что он работает с будущим.


Руслан Сафин