г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng China.png Français

Новости

14.03.2019

Как поймать ускользающее время? Занимайтесь образованием!

12 марта в городе Челябинске стартовал Всероссийский научно-педагогический форум «Современный ребёнок – современный педагог», который продлится до 29 марта и будет доступен для просмотра онлайн.





Открытие форума




Рано утром во Дворце пионеров и школьников им. Н.К. Крупской собралось несколько сотен педагогов и представителей образовательных организаций г. Челябинска. Форум открыл видеоролик с размышлениями о том, кто они, современный ребёнок и педагог в современном мире? Цель образования сегодня – не столько давать рецепты стандартных решений, сколько научить учиться, подготовить ребёнка к изменениям, к миру постоянных трансформаций. Позиция ребенка и роль педагога во многом меняется: из транслятора знаний он должен стать мотиватором, навигатором и коммуникатором. Думать, что для современного образования достаточно в школу принести умную доску, провести интернет – это наивно. Именно поэтому всё начинается с педагога.


После торжественного вступления ведущие зачитали приветственное письмо от Ирины Альфредовны Гехт, заместителя председателя Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, члена Комитета Совета Федерации по социальной политике от исполнительного органа государственной власти Челябинской области: «От имени Совета Федерации и от себя лично приветствую организаторов, участников и гостей научно-педагогического форума. Сегодня перед системой образования и перед педагогическим сообществом России стоят масштабные задачи. Приятно осознавать, что южноуральские педагоги не отстают от этих процессов».


На форуме затронули множество вопросов от общения педагогов и родителей до того, насколько полезно постоянно использовать умные гаджеты. С докладом «Национальная система квалификаций: особенности независимой оценки квалификаций педагогов» выступила учёный секретарь Южно-Уральского научного центра Российской академии образования, открытого на базе ЮУрГГПУ, Татьяна Григорьевна Калугина, доктор педагогических наук, профессор. Татьяна Григорьевна очень подробно рассказала о национальной системе квалификаций, затронув не только её плюсы, но и минусы. Не секрет, что многие преподаватели, привыкшие работать в режиме постоянных педагогических инноваций, уже боятся любого изменения в системе образования.





Выступает Т. Г. Калугина




«Приказом Министерства труда и социальной защиты в России утверждено девять квалификационных уровней. И все они дают возможность оценить знания, умения и компетенции преподавателей, что позволит отследить профессиональный рост, благодаря понятным инструментам. И один из этих инструментов – профессиональный стандарт. Это документ, который формулирует требования работодателя к работнику отрасли, чтобы он мог качественно выполнять свои должностные обязанности». Т.Г. Калугина сделала акцент на то, что требования к профессиональному стандарту должны удовлетворять и работодателей, и потребителей. Это вопрос сложный, и решается небыстро. Ещё в 2013 году предлагали ввести стандарты, но педагогическое сообщество оказалось к этому не готово. Введение профессионального стандарта сначала отложили на 2015 год, затем на 2017-й, 2019-й… Сейчас же планируют его внедрить с 1 января 2020 года, и с этим надо смириться, руководителям учебных заведений нужно быть готовыми к тому, что отрасль образования, как и другие отрасли экономики и социальной сферы подпадают под действия федеральных законов, обязывающих к повсеместному введению профессиональных стандартов».


«У нас сложилось отношение к профессиональному стандарту как к излишней регламентации деятельности педагога. Есть много рисков, что органы власти на всех уровнях слабо представляют, как можно грамотно внедрить профессиональный стандарт в деятельность педагога, например, в сельской территории, где условия труда педагога отличаются от городских. Надо говорить прямо: на местах отсутствует необходимое материальное обеспечение. Мы должны понимать, что если образовательная организация реализует программы инклюзивного образования, то для этого нужны специальные условия, но мы все знаем, что в большинстве школ ничего такого нет. Как можно оценивать педагога, который занимается инклюзивным образованием с точки зрения профессионального стандарта, если условия, в которых он работает, не соответствуют профессиональному стандарту?


Чем же независимая оценка квалификации на основе профессионального стандарта будет отличаться от уже существующей системы аттестации? При оценке навыков педагога, на данный момент, идёт только констатация факта, что он может и знает, а что нет. Независимая оценка квалификации должна ещё и дать ответ, в каком направлении можно расти профессионально. Кроме того, аттестация – это обязательная процедура, а независимая оценка – добровольная. Педагог сам определяет время и сферу деятельности, по которой он будет определять уровень своей квалификации, чтобы понимать, куда расти дальше».





У микрофона Н. Г. Корнещук




Нина Геннадьевна Корнещук, доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ЮУрГГПУ, представила доклад на тему «Cубъектный подход к оценке компетенций современного педагога в условиях цифровизации образования». Нина Геннадьевна отметила, что форум является очень важной площадкой, в рамках которой можно услышать различные точки зрения на то, каким должен быть педагог, чтобы выпускники челябинского педагогического, приходя в школу, могли соответствовать всем современным требованиям. В том числе и профессиональному стандарту. «Чтобы получить ответ на вопрос, каким должен быть педагог, нужно выслушать мнение всех целевых групп. В первую очередь образование должно обслуживать потребности семьи, общества и государства, а с 2012 года к этим группам добавились ещё работодатели и профессиональные сообщества». А зачем нужны различные точки зрения? «Необходимо выработать консолидированные решения и передать их государственным органам управления образованием, чтобы наши пожелания и представления были учтены при составлении нормативных требований».


Что волнует общество и каким должен быть современный педагог в условиях глобальности и поликонфессиональности, какие требования к профессиональным компетенциям педагогов предъявляет профессиональное сообщество (в том числе и работодатели), может ли это всё ограничиваться профессиональным стандартом, каким образом государственные органы управления образованием будут учитывать независимую оценку квалификации?.. Эти и другие вопросы обсуждались на форуме далее в формате секций.


Секция «Трансформация профессиональных компетенций педагога в условиях цифровой экономики» работала в этот же день на базе ЮУрГГПУ, где докладчиками выступили преподаватели нашего университета.


Текст: Надежда Плеханова

Фотографии: Л. В. Бородулина





Открытие форума:

выступает уполномоченный по правам человека в Челябинской области

М. Н. Павлова