г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng China.png Français

Новости

14.03.2019

Учитель (не)заменим

В рамках Всероссийского научно-педагогического форума «Современный ребёнок – современный педагог» 12 марта в ЮУрГГПУ работала секция «Трансформация профессиональных компетенций педагога в условиях цифровой педагогики». Перед руководителями общеобразовательных организаций, психологами, педагогами и родителями выступили ведущие учёные ЮУрГГПУ.


Работу секции открыла и.о. ректора Т.А. Чумаченко. «Каким должен быть учитель в эпоху цифровизации – стратегически важный вопрос для российского образования, – отметила в приветственном обращении Татьяна Александровна. – Слово «цифровизация» прочно вошло в повестку всех масштабных мероприятий, посвящённых образованию. Цифровая экономика требует от системы образования не просто оцифровки процесса, а комплексного подхода, который бы затрагивал структуру, содержание образовательного процесса. Но решение даже этих задач невозможно без изменения самого педагога, его компетенций, навыков, менталитета.





Выступает Т. А. Чумаченко




Заявка учёных нашего университета на такую повестку заседания секции свидетельствует, что одним из приоритетных направлений деятельности вуза является реализация правительственной программы «Цифровая экономика», а также Указа Президента от 9 мая 2017 г. «О стратегии развития информационного общества в Российской федерации на 2017-2030 - е годы». Это очень важно и значимо как для ЮУрГГПУ, так и в целом для системы образования Челябинской области.


Желаю всем участникам плодотворной работы и, надеюсь, результаты работы форума найдут практическое воплощение в образовательном процессе».


Первый доклад представила доктор педагогических наук, доцент, проректор по учебной работе ЮУрГГПУ Нина Геннадьевна Корнещук. Её выступление было посвящено безграничным возможностям интернета и рискам, которые подстерегают в виртуальном мире. В первую очередь Нина Геннадьевна обратила внимание на то, что поколение современных детей в корне отличается от предыдущих. Для нынешних школьников интернет – это естественная среда обитания. Докладчик привела неутешительные цифры: с 70-х годов круг познания мира ребёнка сократился на 90%, но при этом для гармоничного развития когнитивных функций детям важно много двигаться и играть.





Н. Г. Корнещук




Что касается онлайн-обучения, преимущества которого очевидны каждому, то Нина Геннадьевна отметила, что при таком подходе передаются знания, но не формируются личностные качества, не формируются ценности. «С появлением общедоступного интернета учитель перестал быть единственным источником знаний, добавила Н. Г. Корнещук. – Тогда какова роль современного педагога? Она заключается вот в чём: научить искать нужную информацию, анализировать её, воспринимать и критически к ней относиться, извлекать нужное из огромного массива данных, контролировать внимание и тренировать память».


Многие из выступающих говорили о трансформирующейся роли учителя. Заведующая кафедрой педагогики и психологи детства, доктор педагогических наук, профессор Ирина Евгеньевна Емельянова, и директор челябинской начальной школы №95 Лилия Алексеевна Емельянова представили собственный авторский взгляд на изменение профессии педагога в ближайшие десять лет. Они предположили, что профессия учителя в привычном, традиционном, понимании уйдёт на задний план и у педагога появятся новые функции. Например, быть мотиватором, наставником-развивателем, философом-навигатором. Возможно, он будет не транслировать знания (что по сути может делать искусственный интеллект), а помогать ориентироваться в ценностной сфере. Оценки и домашние задания как рудименты системы образования перестанут существовать, а учитель будет следовать за ребёнком и его интересами, ведь «расти с ребёнком – великое искусство», как заметила Лилия Алексеевна Емельянова. Выступающие предложили педагогам для размышления тезис: «Новый учитель не с портфелем и не с гаджетом, а с душой ребёнка в руках».





Л. А. Емельянова и И. Е. Емельянова 




Следующий докладчик декан факультета психологии, доктор психологических наук, профессор Валентина Ивановна Долгова не согласилась с некоторыми идеями Ирины Евгеньевны и Лилии Алексеевны. Так, она отметила, что учитель никогда не уйдёт со сцены, ведь всегда необходим ретранслятор знаний, и ничто не может заменить живого человеческого общения. «Роль взрослого – передача опыта. Мы, педагоги, должны быть впереди, знать, чем интересуются дети, говорить с ними на одном языке, чтобы за нами шли ученики», – сказала В. И. Долгова.





Участники секции




В своём докладе Валентина Ивановна привела факторы, которые способствуют развитию отношений между педагогом и учеником. В их числе – эмоциональное эхо (видеть на лице другого человека улыбку – врождённая потребность. Чтобы подтвердить это, Валентина Ивановна предложила слушателям простой тест: нарисовать рукой в воздухе портрет человека, с которым мы бы хотели поговорить. Каждый нарисовал именно улыбающееся лицо), содействие (педагогика сотрудничества: деятельность одних содействует достижению цели других и наоборот), упорядочение (жизнь по правилам), сопереживание (при этом Валентина Ивановна заметила, что учитель не обязан любить учеников, он должен в первую очередь профессионально вести себя по отношению к детям).


Заявленные проблемы в своих докладах развили и следующие выступающие. Доктор философских наук, профессор кафедры экономики, управления и права О. Э. Иванова подробно рассказала о ценностях цифрового поколения; заведующая кафедрой педагогики и психологии, кандидат педагогических наук, доцент Е. В. Гнатышина – о цифровой культуре педагога; кандидат педагогических наук, доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математике и естествознанию Н. Н. Титаренко – о ловушках стандарта в условиях цифровой экономики; кандидат педагогических наук, доцент кафедры информатики, информационных технологий, и методики обучения информатике Е. А. Леонова Елена Анатольевна – о формировании цифровых навыков в соответствии с трудовыми функциями педагога.


Проект резолюции секции «Трансформация профессиональных компетенций педагога в условиях цифровой педагогики» предлагает учитывать новые требования к программам обучения цифровым навыкам, сделать приобретение цифровых знаний частью целей в области образования, обучать цифровым навыкам на всех уровнях системы образования (дошкольное, общее, высшее), а также в рамках профессиональной подготовки и непрерывного образования педагогических работников. Готового «рецепта» как готовить педагогов и учить детей в условиях цифровизации пока нет. Но благодаря таким форумам, как «Современный ребёнок – современный педагог» и совместным усилиям учёных, педагогов, психологов и родителей общество подходит ближе к решению задач, перед которыми стоит российское образование.


Текст: Екатерина Самойловских

Фотографии: Людмила Бородулина