г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Новости

Опыт участия в работе XVIII Фулбрайтовской международной гуманитарной летней школы (МГУ им. М.В. Ломоносова) 01.09.2015

Опыт участия в работе XVIII Фулбрайтовской международной гуманитарной летней школы (МГУ им. М.В. Ломоносова)

Елена Сергеевна Седова, доцент кафедры литературы и МОЛ 

В этом году мне посчастливилось принять участие в работе XVIII Фулбрайтовской международной гуманитарной летней школы в МГУ им. М.В. Ломоносова, которая проводилась на филологическом факультете университета. Ежегодно в летнюю Школу приезжают исследователи из разных городов России для обсуждения актуальной проблематики, связанной с культурной коммуникацией, методологией сравнительного анализа культур, практиками обмена и контактов в гуманитарной сфере. Проблема была сформулирована достаточно интересно и актуально – «Великие книги и школы критического чтения». 

Работа Школы была организована как серия профессиональных дискуссий и тематических круглых столов с участием ведущих американских и российских специалистов. Лектором на протяжении всех пяти дней работы Школы выступил профессор Колумбийского университета Майкл Холквист. Обсуждаемые профессором Холквистом вопросы касались создания канонов «великих книг», значимости национальной доминанты в литературной культуре, роли новых технологий в становлении глобального канона. Так же среди лекторов назовем профессора Университета Пенсильвании Питера Стайнера, специалиста в области русского формализма, профессора Университета Вашингтона Джеймса Верча, занимающегося проблемами национальной идентичности, профессора Гарвардского университета Дэвида Дэмроша, область исследования которого связана со сравнительным литературоведением.

Тематика дискуссий была разнообразной, что позволило обсудить заявленную проблему Школы с разных аспектов. Запомнилась дискуссия о проблемах киноадаптации – может ли фильм служить заменой книги или ее своеобразным дополнением, насколько адекватно показаны в фильме герои произведения и другие вопросы. Координатор – преподаватель Карлтон-колледжа (Нортфилд, Миннесота, США) Диана Немец-Игнашева. Для просмотра и дальнейшего обсуждения был выбран фильм канадского режиссера Д. Васика «The Girl in the White Coat» (по мотивам повести Н.В. Гоголя «Шинель»). Премьера в России состоялась 24 июня в стенах МГУ. Фильм весьма своеобразный: вместо ожидаемого гоголевского Акакия Акакиевича с его шинелью мы видим девушку Элис в белом пальто. Несмотря на такое несовпадение и заявку режиссера снять фильм по мотивам гоголевской «Шинели», картина мне понравилась.

Интересной была дискуссия «Национальная классика в школе: борьба за литературный канон в России 2000-х годов», проводимая совместно с учителями московских школ. Участники: М. Павловец (НИУ-ВШЭ), С. Красовская (издательство «Просвещение»), М. Голубков (МГУ), Л. Клейн (РАНХиГС), Биргит Менцель (Университет Майнца, Германия). Обозначенные вопросы касались роли учителя (хранитель или творец литературного канона?) и ученика (обязанность понимания или право личной интерпретации?). 

Другая дискуссия «Уроки чтения в высшей школе» затрагивала проблемы преподавания литературы: возможности преподавания «пристального чтения», «медленного чтения», «критического чтения» в гуманитарной (и негуманитарной) аудитории. Участники: Е. Миронов (РАНХиГС), А. Козырев (МГУ), Г. Сорина (МГУ), А. Костикова (МГУ).

Отдельной темой для обсуждения была проблема перевода. На встречу с участниками Школы были приглашены главный редактор журнала «Иностранная литература» А.Я. Ливергант и переводчик А. Борисенко, которые рассказывали об истории журнала «Всемирная» / «интернациональная» / «иностранная» литература, современных переводах новых книг.

Завершилась работа XVIII Фулбрайтовской международной гуманитарной летней школы круглым столом «Курс всемирной литературы как проблема и возможность». Ключевые вопросы для обсуждения требуют дальнейшего осмысления: как преподавать «всемирность» в контексте все усложняющихся культурных взаимосвязей местного и глобального? Учебные курсы «мировой»/ «зарубежной»/ «сравнительной» литературы и культуры как область методологического поиска и педагогического эксперимента. Участники: И. Шайтанов (РГГУ), В. Плунгян (МГУ), Дэвид Дэмрош (Гарвардский университет), К. Корчагин («Новое литературное обозрение»). Для меня участие в летней Фулбрайтовской школе – это бесценный опыт: повышение профессионального уровня, знакомство и взаимодействие с российскими и зарубежными коллегами. Участие в работе Школы стало возможным благодаря поддержки ректора В.В. Садырина, проректора по научной работе М.В. Потаповой, декана филологического факультета А.П. Чередниченко, зав.кафедрой литературы и МОЛ Т.Н. Марковой.