г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Новости

08.11.2012

История и сцена

  V Международная научно-практическая конференция-фестиваль «АРТсессия»: Литература и театр: модели взаимодействия» собрала в столице Южного Урала ведущих ученых-филологов, занимающихся проблемами драматургии, театральных режиссеров, педагогов и актеров студенческих театров.


  «АРТсессия» - это тематический проект, собирающий профессионалов, занимающихся проблемами драматургии, - говорит организатор фестиваля, профессор кафедры литературы Челябинского государственного педагогического университета Наталия Эдуардовна Сейбель. – В этом году тема конференции-фестиваля «1612 – 1812 – 2012: История на сцене». С одной стороны она очень интересна режиссерам, которые работают с этим материалом, с другой стороны чисто теоретически проблемы историзма в литературе, мифологизации истории в драме недостаточно разработаны, поэтому филологам это тоже было чрезвычайно интересно принимать участие в дискуссиях нынешней «АРТсессии».


  «АРТсессия» впервые в этом году представляет собой синтез научной конференции и актерских лабораторий. В результате мероприятие условно можно поделить на несколько частей. Научную, которая состоит из докладов, дискуссионную, из обсуждений, круглых столов, в которых участвуют исследователи литературы, чье направление научных поисков совпадает с объявленной темой (режиссеры и артисты выступают в этой части не только слушателями, но и полноправными участниками дискуссии) и фестивальную, включающую показ спектаклей. В конференции приняли участие 25 ученых, из которых 11 докторов наук. Трое из приглашенных гостей выступили с открытыми лекциями. Доцент кафедры зарубежной литературы Казанского (Приволжского) Федерального университета Елена Николаевна Шевченко рассказала о новейшей история Германии в современной немецкой драматургии на примере драматических произведений Хайнера Мюллера, Бото Штрауса Мариуса фон Майенбурга. Доцент кафедры русской литературы Тюменского государственного университета Мария Сергеевна Кислова выступила с открытой лекцией «Жизнь в режиме реального времени»: эстетические концепции Teatr.Dok», в которой рассмотрела такие произведение как «Преступления страсти» Г. Синькиной, «Яблоки земли», «Погружение» Е. Нарши, «Сто пудов любви» В.Леванова, «Норд ост: сороковой день» Г.Заславского, «Первый мужчина» Е. Исаевой и др. Третью открытую лекцию прочел режиссер, педагог, автор телевизионных передач, помощник художественного руководителя по спецпроектам театра «Et cetera» Алексей Андреевич Никольский. В ней на примере произведений А.Пушкина «Борис Годунов», А.Толстого «Царь Федор Иоанович», Ф.Шиллера «Мария Стюарт», В.Гюго «Мария Тюдор», Н.Погодина «Кремлевские куранты», М.Шатрова «Так победим», В.Вишневского «Незабываемый 1919», А.Гельмана «Заседание парткома» и других раскрыл тему «Театрализация и мифы идеологии».


  Театральная часть «АРТсессии» состояла из показа лучших спектаклей студенческих театров (свое творчество представили театр «АПрель» (Екатеринбург) «Держи меня крепче», театр «Ковчег» (Томск, СибГМИ) «Русские сезоны»), «Костюм», театр «Нарния» (Миасс), «Смешанные чувства» (ЧГАКИ) мастер-классов режиссеров по проблеме действенного анализа драмы в современном театре.


  Студенческие показы обсуждали – театральные режиссеры и руководители театральных коллективов из Москвы, Уфы, Екатеринбурга, Кемерово, Вятки, Челябинска.


  «Работа непрофессионалов всегда должна интересовать профессионалов, потому что у первых есть та естественность, которая недоступна в силу актерской техники и мастерства вторым. Можно также отметить отсутствие психологического барьера, наив, - так отозвался о студенческом творчестве московский режиссер А.А. Никольский. – Однако, я не назвал бы студенческие театры и студенческие спектакли непрофессионалами. Это особая сторона занятия театром. И это чрезвычайно интересно, потому что в студенческой аудитории рождается именно та атмосфера, в которой можно жить здесь и сейчас. Даже с точки зрения драматургии. Здесь можно заниматься тем, чем хочешь, экспериментировать».


  Кроме того, значительная часть конференции-фестиваля была посвящена дискуссиям. В обсуждении общих актуальных проблем и представленных спектаклей равно участвовали ученые и студенты, литературоведы и культурологи.