г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Новости

Профессия в судьбе Лазарева Сергея Александровича 16.03.2016

Профессия в судьбе Лазарева Сергея Александровича

Кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Челябинского государственного педагогического университета, Лазарев Сергей Александрович рассказал о своей профессиональной и научной деятельности.


Сергей Александрович, расскажите  о своей профессиональной деятельности, и о том, что для вас стало определяющим в ее выборе?

Можно сказать, что вся моя жизнь связана с Челябинским Государственным Педагогическим Университетом (тогда еще институтом). Мой отец, Александр Иванович Лазарев, работал  здесь преподавателем,  жили мы   в общежитии на Сони Кривой, поэтому я помню многое, еще из «хрущевской» эпохи студенческой жизни. После школы я поступил на историко-педагогический факультет, а  в 1978 году окончил его. После службы в армии встал вопрос о  дальнейшей деятельности. Я хотел заниматься историей, но так сложилась ситуация, что   стал работать младшим научным сотрудником лаборатории «Руководитель» при кафедре педагогики в ЧелГУ. Работал над диссертацией по теме «Анализ воспитательного мероприятия». Однако тяга к истории у меня по-прежнему была сильна и когда заведующий кафедрой, Аркадий Беньяминович  Цфасман, предложил заменить Лидию  Георгиевну Туркину, преподававшую курс истории древнего мира, я с удовольствием согласился. Правда для этого мне пришлось пройти через аспирантуру Московского Государственного Педагогического института им. В.И.Ленина, но это, конечно, пошло только в плюс к моему профессиональному образованию. Тем более, что моим научным руководителем был один из самых выдающихся наших ученых-антиковедов – Василий Иванович Кузищин, завкафедрой истории древнего мира МГУ им. М.В.Ломоносова. Я ничего не имею против педагогики как науки, но история мне гораздо ближе.


Довольны ли Вы, что когда-то выбрали именно эту профессию?

Преподавательская деятельность – это творческая профессия, она дает возможность максимально проявить заложенные в тебе способности. И не только при подготовке и проведении занятий. Когда я был немного моложе, я довольно активно участвовал в студенческой жизни - снимал фильмы и ставил спектакли. В этом я, кстати, в известной степени продолжил дело своего отца, который тоже «актерствовал» на нашей сцене. Легендарная «Дама-невидимка» начала 60-х гг. до сих пор вспоминается теми, кто видел этот спектакль. Надеюсь, что и мои «капустники» не будут забыты. Так что я, безусловно,  доволен своим выбором.


Что  является самым сложным в Вашей работе?

Самым сложным, пожалуй, является диссонанс между преподавательской работой и требованиями, которые предъявляет бюрократия Министерства образования. Тут два параллельных мира - реальная работа, которая ведется между преподавателями и студентами, и бумажно-бюрократическая, максимально оторванная от практики. Эти два несоприкасающихся уровня создают всю сложность в профессиональной деятельности. Судят не по реальной работе, а по той, которая соответствует плану и документации. Важно не то, как именно будет прочитана лекция, а важно, чтобы её тема соответствовала той, что стоит в рабочем плане. В принципе, все это не смертельно, но необходимость заполнять кучу пустой и никому не нужной кроме бюрократии документации, занимает ужасно много времени и мешает образовательному процессу.


Вы сказали, что  еще будучи студентом ставили видеофильмы  и театральные постановки, расскажите об этом поподробнее. О чем были эти фильмы?

О, я начинал снимать еще на 8-миллиметровую кинопленку. Это что-то из эпохи Чарли Чаплина. Потом, когда появились первые видеокамеры, снимал на них, но монтировать все равно приходилось «на коленке». С приходом компьютерной технологии все, конечно, кардинально изменилось, но и я теперь снимаю только семейные видеофильмы. А раньше, да, снимал целые циклы фильмов - «Общежитские истории», «Институтские истории». В начале 90-х годов их даже показывали по местному телевидению на только становящихся частных каналах. Фильмы были в стиле одесских «Маски-шоу», но сняты гораздо раньше их. Что касается спектаклей, так называемых «капустников», то они имели огромный успех и вызывали немалый ажиотаж. Впрочем, только что вышла книга «Комедии исторического факультета», в которой я поместил все сценарии со своими комментариями. Рекомендую её всем, кто хочет ближе узнать над чем смеялись и над чем плакали студенты эпохи «перестройки».


А помимо учебно-методической и творческой работы, что является основной темой Ваших научных интересов?

Настоящая наука, тем более такая как антиковедение, предполагает систематическую работу с источниками и иностранной литературой. Увы, поначалу у меня такой возможности не было (это была еще «доинтернетовская эпоха»), а потом «поезд ушел», я безнадежно отстал. Сейчас я больше занимаюсь учебно-методической работой, хотя пара научных идей, на мой взгляд весьма интересных и перспективных, у меня есть. Если удастся избавиться от бремени различных РПД, попробую их опубликовать. Попытаюсь найти аналоги современной и древнеримской истории.


Чтобы Вы пожелали тем, кто хочет получить такую же профессию, что и у Вас?

Самое главное – любить то, чем ты занимаешься. Дело по душе заполняет жизнь смыслом и создает гармонию с окружающим миром. А гармония – это счастье. 


Беседу провела Олеся Золотухина,

профессионально-педагогический институт