г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Кафедра физики и методики обучения физике

г. Челябинск, пр.Ленина, 69, главный корпус, ауд. 438
Меню  

01.jpg

Беспаль Ирина Ивановна,

кандидат физико-
математических наук,
и.о. зав. кафедрой
bespalii@cspu.ru

 


О кафедре


Кафедра физики и методики обучения физике существует с 1 сентября 2013 года и продолжает традиции, накопленные за восемь десятилетий. Является правопреемницей кафедр, существовавших ранее на физическом факультете.
Международная деятельность кафедры
Программы профессиональной переподготовки, разработанные и реализуемые преподавателями кафедры
Программы повышения квалификации, разработанные и реализуемые преподавателями кафедры: Теория и методика обучения физике (Шефер О.Р.)

Преподаваемые дисциплины

  • общая и экспериментальная физика
  • механика
  • молекулярная физика
  • электричество и магнетизм
  • оптика
  • квантовая физика
  • методы математической физики
  • классическая механика
  • электродинамика и специальная теория относительности
  • квантовая механика
  • статистическая физика и термодинамика
  • физика твердого тела
  • физика ядра и элементарных частиц
  • экспериментальная физика
  • астрономия
  • вопросы современной физики
  • актуальные проблемы наук
  • электрорадиотехника
  • основы микроэлектроники
  • материаловедение
  • техника моделирования и конструирования
  • современная элементная база ЭВМ
  • электротехника и электроника
  • нанотехнологии и наноматериалы
  • теория и методика обучения физике
  • история физики
  • практикум по решению физических задач
  • методология педагогического исследования
  • новые технологии обучения физике
  • методика обучения и воспитания (физика)
  • история и практика политехнического обучения физике в школе
  • школьный физический кабинет
  • методика изучения фундаментальных физических теорий в школьном курсе физики
  • аудиовизуальные средства
  • технические средства обучения
  • современные средства оценивания результатов обучения физике
  • оценочная деятельность учителя физики
  • методика формирования обобщенных умений при обучении физике
  • практикум по решению экспериментальных задач по материалам государственной итоговой аттестации выпускников основной общеобразовательной школы
  • методика подготовки к государственной аттестации по физике
  • методика обучения физике в профильных классах
  • оборудование школьных кабинетов физики
  • методология научного и учебного познания
  • современные технологии обучения физике
  • методика формирования научных понятий при обучении физике в школе
  • принципы историзма и политехнизма в обучении физике в школе
  • история и методология теории и методики обучения физике

Изучаемые дисциплины в магистратуре:

  • Современные проблемы науки и образования
  • Методология и методы научного исследования
  • Методика изучения вопросов современной физики в профильной школе
  • Методика изучения вопросов современной физики в вузе
  • Научные основы конструирования учебного процесса по физике
  • Педагогическое проектирование учебных материалов по физике
  • Инновационные процессы в образовании

Дисциплины по выбору:

  • Экспертиза качества подготовки студентов по физике на соответствие требованиям ФГОС
  • Внедрение двухцикловой системы подготовки и кредитно-модульной системы в вузе
  • Подготовка к итоговой аттестации учащихся старшей профильной школы
  • Проблемы перехода высшей школы на стандарты третьего поколения
  • Методика организации олимпиад по физике
  • Методика решения экспериментальных задач по физике
  • Изучение фундаментальных физических теорий в старшей профильной школе и вузе
  • Методика работы с одаренными детьми
  • Современные технологии обучения физике в вузе
  • Мониторинг учебных достижений учащихся и студентов по физике
  • Методика изучения вопросов естествознания в средней школе
  • Педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию
  • Концепция современного естественнонаучного образования, основанная на опережающем изучении физики

Научная деятельность и учебно-методическая работа:


  • Физическая химия
  • Химия твердого тела
  • Физическое материаловедение
  • Физико-химия полимеров.
  • Формирование у учащихся научных понятий и обобщенных учебно-познавательных умений
  • Разработка новых технологий обучения
  • Совершенствование содержания физического образования на уровне общего и высшего образования
  • Интеграция физического и естественнонаучного образования
  • Пропедевтическое изучение физики
  • Теория и практика развивающего обучения
  • Проблема раннего обучения физике
  • Тестовый контроль по теории и методике обучения физике
  • Преемственность в естественнонаучном образовании в основной школе
  • Исторические опыты в старшей профильной школе;
  • Поэтапное использование средств знаково-образной наглядности при обучении физике
  • Подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации на основе ГИА, ЕГЭ-лаборатории
  • Олимпиадное движение по астрономии

Сотрудники кафедры


01.jpg

Беспаль Ирина Ивановна

и.о. зав. кафедрой,
кандидат физико-математических наук,
(351) 216-56-58 bespalii@cspu.ru

Образование: Высшее, Челябинский государственный педагогический университет, 1996, учитель физики и астрономии
Научные интересы: Физика конденсированного состояния, методика обучения физике и астрономии
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Идентификация типа гибридизации атомов углерода в продуктах радиационной карбонизации поливинилиденфторида методом оже-спектроскопии / Челябинск, ЧГПУ, 2012.
Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет):  


03.jpg

Песин Леонид Абрамович

профессор,
доктор физико-математических наук,
профессор
+7-922-232-11-09
pesinla@mail.ru

Образование: Высшее, Челябинский государственный педагогический институт, 1973, учитель физики с правом преподавания на английском языке
Научные интересы: Физическое материаловедение, физика конденсированного вещества, физико-химия полимеров
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Влияние термической обработки коксопековых композиций на их магнитные свойства. Ленинград, ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983
Тема докторской диссертации / место и год защиты: Анализ электронной и атомной структуры конденсированного углерода методами электронной спектроскопии. Челябинск,ЮУрГУ, 1998
Преподаваемые дисциплины:
  • Общая и экспериментальная физика
  • КПВ Физико-химия поверхности
  • КПВ Физика и диагностика поверхности

Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 43/43


07.jpg

Даммер Манана Дмитриевна

профессор,
доктор педагогических наук,
профессор
216-56-57
dammermd@yandex.ru

Образование: Высшее, физический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 1980 г.
Научные интересы: Методика обучения физике в школе и вузе, подготовка будущих учителей физики
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Приёмы и средства систематизации знаний по физике учащихся 7-8 классов/ Челябинск, ЧГПИ, 1990
Тема докторской диссертации / место и год защиты: Методические основы построения опережающего курса физики основной школы/ Челябинск, ЧГПУ, 1997
Преподаваемые дисциплины:
  • Теория и методика обучения физике
  • Методология педагогического исследования
  • Новые технологии обучения физике
  • Методика обучения и воспитания (физика)
  • Методика обучения физике в профильных классах
  • Методология научного и учебного познания
  • Современные технологии обучения физике
  • Методика формирования научных понятий при обучении физике в школе
  • История и методология теории и методики обучения физике
  • Современные проблемы науки и образования
  • Методология и методы научного исследования
  • Методика изучения вопросов современной физики в вузе
  • Педагогическое проектирование учебных материалов по физике
  • Методика работы с одаренными детьми
  • Современные технологии обучения физике в вузе
  • Педагогическое проектирование учебных материалов по естествознанию
  • Концепция современного естественнонаучного образования, основанная на опережающем изучении физики
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 36/36 


10.jpg

Шефер Ольга Робертовна

профессор кафедры,
доктор педагогических наук,
доцент
8-912-326-37-90
O.R. Shefer@mail.ru

Образование: Высшее, физический факультет ЧГПИ, специальность физика и астрономия, 1988 г.
Научные интересы: Теория и методика обучения физике, методика подготовки к ГИА по физике, организация и проведения олимпиад по астрономии
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Методика формирования у учащихся умений комплексно применять знания для решения физических задач (на материале физики Х класса), г. Челябинск, ЧГПУ, 2000 год
Тема докторской диссертации / место и год защиты: Методика воспитания гражданственности, патриотизма и нравственности у учащихся в процессе обучения физике, г. Челябинск, ЧГПУ, 2004 год.
Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет):  


15.jpg

Бочкарева Ольга Николаевна

декан физико-математического факультета,
кандидат педагогических наук,
216-56-56
bochkarevaon@cspu.ru

Образование: Высшее
Научные интересы:
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты:
Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет):  


04.jpg

Викторов Валерий Викторович

профессор кафедры,
доктор химических наук,
профессор
8-912-326-37-90
viktorovvv@cspu.ru

Образование: Высшее, физический факультет ЧГПИ, специальность физика, 1975 г.
Научные интересы: : Фазовые и химические превращения в нанодисперсных оксидных системах
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Фазообразование и взаимодействие в мелкодисперсной системе/ Свердловск, Институт химии УНЦ АН СССР, 1985
Тема докторской диссертации / место и год защиты: Тонкая структура твердых растворов на основе корунда / Челябинск, ЮУрТУ, 1996.
Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет):  


05.jpg

Бабина Светлана Николаевна

профессор кафедры,
доктор педагогических наук,
профессор
216-56-48

Образование: Высшее
Научные интересы: :
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты:
Тема докторской диссертации / место и год защиты:
Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет):  


09.jpg

Карасова Ирина Степановна

профессор кафедры,
доктор педагогических наук,
профессор
216-56-61

Образование: Высшее
Научные интересы: содержательные и процессуальные аспекты изучения фундаментальных физических теорий в профильной школе"; инновационные процессы конструирования теории методики обучения и диагностирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательных программ обучающихся в соответствии с требованиями нормативных документов (ФГОС ВО, ФГОС СОО).
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Комплексные семинары как форма систематизации и обобщения знаний учащихся средней школы / Челябинск,1980.
Тема докторской диссертации / место и год защиты: Проблемы взаимосвязи содержательной и процессуальной сторон обучения при изучении фундаментальных физических теорий в школе / Челябинск, 1997.
Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет):  


17.jpg

Карпушев Александр Викторович

доцент кафедры ,
кандидат педагогических наук,
8-965-856-59-51
karpushevav@cspu.ru

Образование: Высшее
Научные интересы: :
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты:
Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет):  


11.jpg

Свирская Людмила Моисеевна

доцент кафедры ,
кандидат физико-
математических наук,
доцент
216-56-48
svirskayalm@mail.ru

Образование: Высшее, физический факультет ЧГПИ
Научные интересы: Физика конденсированного состояния
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты: Металлическое состояние в полярной теории при низких температурах и поляризационный парамагнетизм/ Свердловск, Институт физики металлов УрО РАН, 1982 г.
Преподаваемые дисциплины:
  • Математическая физика
  • Классическая механика
  • Электродинамика
  • Специальная теория относительности
  • Квантовая механика
  • Статистическая физика и термодинамика
  • Физика твердого тела (электронная теория вещества)
  • Физика атомного ядра и элементарных частиц
  • Актуальные проблемы физ.-мат. наук
  • Экспериментальная физика.

Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет): 36/36


12.jpg

Нечаева Людмила Авенировна

доцент кафедры ,
216-56-37
nechaevala@mail.ru

Образование: Высшее
Научные интересы: :
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты:
Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет):  


14.jpg

Андрейчук Владимир Петрович

доцент кафедры ,
216-56-37

Образование: Высшее
Научные интересы: :
Тема кандидатской диссертации / место и год защиты:
Преподаваемые дисциплины:
Общий стаж работы/стаж работы по специальности (лет):  


Историческая справка


До августа 2013 года существовало две кафедры кафедра Общей и теоретической физики и кафедра теории и методики обучения физике.
Кафедра общей и теоретической физики  одна из старейших кафедр ЧГПУ, существовала с 1935 года. Неоднократно меняла названия, с 1951 года по 1999 год отдельно существовала кафедра теоретической физики.
Огромный вклад в развитие кафедры внес доктор физико-математических наук, профессор, ректор ЧГПИ с 1971 по 1994 годы Сергей Васильевич ШУЛЕПОВ. Им была создана научная школа по физике углеграфитовых материалов, которые ныне применяются практически во всех отраслях промышленности.

С. В. Шулепов (1928-1994), 
доктор физико-математических наук

Продолжателем дела Сергея Васильевича стал Евгений Михайлович БАЙТИНГЕР - доктор физико-математических наук, профессор, который ныне живет в Германии, но и оттуда он продолжает интересоваться всеми научными работами своих бывших коллег.

Байтингер Евгений Михайлович,
доктор физико-математических наук

На кафедре проводится огромная работа по внутренним и внешним грантам. Именно представители кафедры общей и теоретической физики под руководствомЕ.М. Байтингера и Л.А. Песина первыми в нашем университете в 2001 году выиграли внешние гранты под эгидой Российского фонда фундаментальных исследований и Администрации Челябинской области.
В 2001 году при кафедре образован Научно-исследовательский центр «Низкоразмерный углерод», который тесно сотрудничает с ведущими лабораториями и другими научно-исследовательскими организациями России и мира, работающими по близкой тематике.
На кафедре существует научная школа А.Н. Брызгалова, которая занимается проблемой изучения различных свойств кристаллов, особенно кварца, и созданием на их основе различных приборов. По результатам многолетних исследований А.Н. Брызгаловым с коллегами получено большое количество патентов на изобретение, в частности последний патент получен 10 мая 2007 года на технологию изготовления скальпелей из рубина.

Брызгалов Александр Николаевич,
доктор физико-математических наук, профессор

Почти 60 лет работал на кафедре доктор физико-математических наук, профессор Моисей Соломонович Свирский, участник Великой Отечественной войны. Основная часть научных интересов Моисея Соломоновича лежала в области теоретической физики, он был первым доктором физико-математических наук в нашем вузе. М.С. Свирским создана микроскопическая теория сосуществования сверхпроводимости и магнетизма, доказана реализация в магнитных системах нового типа квантовой статистики. Он стоял у истоков разработки темы, связанной с методикой преподавания теоретической физики в педагогических вузах. Студенты до сих пор занимаются по его учебнику «Электронная теория вещества».

М.С. Свирский (1923 – 2010),
доктор физико-математических наук


Кафедра методики преподавания физики Челябинского пединститута выделилась из кафедры общей физики в 1973 году. Это была одна из первых кафедр методики физики, об-разованных постановлением Минпроса РСФСР в периферийных педагогических институтах. До 1973 года такие кафедры в РСФСР имелись лишь в трёх педвузах – МГПИ им. Ленина, МОПИ им. Крупской и ЛГПИ им. Герцена. Заведующей кафедрой была утверждена А.В. Усова – доктор педагогических наук, профессор, академик РАО.

  image008.jpg  

А.В. Усова (1921 – 2014),
доктор педагогических наук, академик РАО

Методистами кафедры и, прежде всего, ее заведующей была проделана огромная учебно-организационная и научно-методическая работа.
Подвергся серьезной переработке лекционный курс. Наряду с теоретическим материалом, излагаемом лекторами А.В. Усовой и Н.Н. Тулькибаевой, студенты получали индивидуализированные микро-задания, в определенные сроки в форме рефератов по тематике, тесно связанной с темой каждой лекции; рефераты проверялись, оценивались и учитывались в общей оценке знаний на курсовом экзамене по методике физики.
Практические занятия (семинары) – наиболее сложный (после лекций) и трудный вид учебных занятий, требующий активности студентов и гибкого руководства. Их результативность во многом определяется самостоятельной работой с литературой и установкой на прочное усвоение главных моментов темы. Успех практических занятий закладывался планом занятия, формулировкой вопросов, их взаимосвязью и опорой на ранее усвоенные знания. Планы практических занятий (вместе с планами лекций) были разработаны А.В. Усовой и 3.А. Вологодской (Курган), по этим планам позднее работали методисты многих пединститутов не только России. Существенную помощь в упорядочении мыслительной деятельности как студентов, так и школьников оказали «Планы обобщенных ответов», применяемые при ответах о законе, явлении, приборе, теории.
На кафедре методике преподавания физики действовали два семинара – один для учителей города Челябинска, другой – для учителей области. Они работали раз в месяц. На них рассматривались изменения в преподавания физики, как в содержании, так и методах обучения (особенности преподавания по новым учебникам, проблемное обучение, формирование физических понятий и другие). На курсах учителей физики по линии ИУУ кафедра методики физики в своих аудиториях и лабораториях проводила лекционные занятия, ставила лабораторный практикум, вела индивидуальные собеседования и консультации. Читались лекции по линии общества «Знание».
Кафедра методики преподавания физики занималась изучением опыта передовых учителей физики, обобщала и распространяла его. На своих заседаниях заслушивали мастеров педагогического труда, организовывали их выступления на различных семинарах, совещаниях как учителей, так и студентов.
Учителям физики были адресованы многочисленные брошюры с рекомендациями на основе исследований, проведенных кафедрой. Многие рекомендации были приняты учителями других учебных предметов и успешно применялись ими в своей практике (например, по вопросам методики формирования у учащихся общих учебно-познавательных умений, по вопросам осуществления межпредметных связей, методики проведения новых форм учебных занятий – учебных конференций и семинаров, интегративных уроков и др.).

 

Информация обновлена в июне 2016 г.