г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Кафедра информатики, информационных технологий и методики обучения информатике

г. Челябинск, ул. С. Кривой, д. 34, 3-й этаж, ауд. 304
Меню  

kafedra_img.aspx.jpg

Рузаков Андрей Александрович,

и.о. зав. кафедрой,
кандидат педагогических наук,
(351) 216-63-10
raa@cspu.ru 

 



Преподаваемые дисциплины


Информационные системы и технологии, профиль «Информационные технологии в образовании»:

  • архитектура информационных систем
  • вычислительная математика
  • дискретная математика
  • инструментальные средства информационных систем
  • интеллектуальные информационные системы и технологии
  • инфокоммуникационные системы и технологии
  • информатика
  • информационные системы поддержки и управления учебным процессом
  • информационные технологии
  • исследование операций
  • компьютерная алгебра
  • математическая логика
  • методы и средства обработки экспериментальных данных
  • методы и средства проектирования информационных систем и технологий
  • прикладные информационные технологии образования
  • проектирование информационных систем в образовании
  • теория алгоритмов
  • теория информации
  • теория информационных процессов и систем
  • теория обработки информации
  • технологии программирования
  • управление данными
  • web-дизайн

Педагогическое образование, профили «Информатика», «Информатика, Иностранный язык (английский)», «Информатика. Экономика»:

  • абстрактная и компьютерная алгебра
  • архитектура компьютера
  • дискретная математика
  • информационные системы
  • информационные технологии в образовании
  • исследование операций и методы оптимизации
  • компьютерное моделирование
  • математическая логика
  • математический анализ
  • методика обучения информатике
  • операционные системы
  • основы искусственного интеллекта
  • основы математической обработки информации
  • программирование
  • сети и интернет-технологии
  • теоретические основы информатики
  • теория алгоритмов
  • численные методы

Научная деятельность


Научные исследования ведутся по трем основным направлениям:

  • Педагогические системы с искусственным интеллектом; 
  • Менеджмент качества в общем образовании; 
  • Информатика в профильной школе.

1. Педагогические системы с искусственным интеллектом
Количество компьютеров в системе общего среднего образования все время растет. Информатизация школ должна носить системный, целостный характер и помогать учителю решать дидактические задачи.
Анализ процесса обучения, его компонентов и звеньев позволил выявить те дидактические задачи, которые с одной стороны должны постоянно решаться в школе и хорошо знакомы каждому учителю, а с другой стороны являются достаточно сложными и, как минимум, решаются весьма приблизительно.
Именно информатизация дает возможность не просто решить эти задачи, а сделать решение оптимальным. Более того, появляется возможность решать новые дидактические задачи, что существенно повышает эффективность процесса обучения. На кафедре разрабатываются современные методы оптимизации, которые наиболее важны именно для педагогической деятельности. Обосновано и введено определение информатизации общего среднего образования, построена соответствующая система моделей информатизации.

2. Менеджмент качества в общем образовании
Для объективной оценки качества результатов любой высокотехнологической продукции или услуги, к которым, несомненно, относятся образовательные и научно-методические услуги школы, кроме оценки степени соответствия результатов технологического процесса предъявляемым требованиям, необходимо иметь также и заключение о том, каково качество самого процесса предоставления этих услуг.
Введение в действие последней версии стандартов ISO 9000:2000 (ГОСТ Р ИСО 9000-2001) позволило заложить в основу построения системы менеджмента качества (СМК) школы процессно-ориентированный подход.
Наиболее значимые труды преподавателей по первым двум направлениям:

  • Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / Под ред. Д.Ш. Матроса. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – С.83–108, С.346-351.
  • Матрос Д.Ш. Менеджмент качества в школе на основе стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9000-2001, новых информационных технологий и образовательного мониторинга. – М.: Центр педагогического образования, 2008.
  • Попова, А.А. Математика и информатика: учебная среда формирования информационной грамотности у младших школьников: монография / А.А. Попова, Е.А. Леонова, Е.В. Черная. – Челябинск: «Край Ра», 2014. – 152 с.

img.jpg     img (1).jpg    01.jpg

3. Информатика в профильной школе Одним из направлений модернизации образования является профильное обучение. Переход к профильному обучению преследует следующие цели:

  • обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования;
  • создать условия для дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ и др.

В ходе научной работы по направлению «Профильное обучение» разработан концептуальный подход к профильному обучению информатике, проведена классификация элективных курсов, созданы и внедрены в школах области элективные курсы:

  • «Элементы компьютерной алгебры» (Г.Б. Поднебесова);
  • «Компьютерные сети» (Р.В. Колбин);
  • «Основы криптографии» (Э.В. Танова).
  • «Основы нечетких множеств» (О.Н. Иванова);
  • «Рекурсивные алгоритмы» (Т.Н. Лебедева).

Преподавателями кафедры в издательстве БИНОМ выпущены учебные и методические пособия по элективным курсам: «Компьютерные сети»; «Основы компьютерной алгебры»; «Основы криптографии».
С 2012 по 2014 год велась научно-исследовательская работа в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ по проекту № 8.3940.2011 «Компьютерные технологии в профильном обучении» (руководитель Г.Б. Поднебесова).

Подготовка кадров высшей квалификации:

На кафедре открыта аспирантура по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (информатика уровень общего и профессионального образования). 
Разработаны программы повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений:

  • Матрос Д.Ш., Поднебесова Г.Б., Колбин Р.В. Организация и управление образовательным процессом на основе современных дистанционных технологий / Сборник программ повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений / сост. В.В. Базелюк, Л.И. Дудина, В.В. Латюшин. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – С. 154-161.
  • Матрос Д.Ш., Поднебесова Г.Б., Колбин Р.В. Технологии создания и использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе вуза / Сборник программ повышения квалификации научно-педагогических работников высших учебных заведений / сост. В.В. Базелюк, Л.И. Дудина, В.В. Латюшин. – Челябинск: ЗАО «Цицеро», 2011. – С. 188-193.
  • Матрос Д.Ш., Поднебесова Г.Б., Танова Э.В., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Системный инженер (специалист по эксплуатации аппаратно-программных комплексов персональных ЭВМ и сетей на их основе).
  • Матрос Д.Ш., Поднебесова Г.Б., Танова Э.В., Леонова Е.А., Рузаков А.А. Разработчик профессионально-ориентированных компьютерных технологий.

Учебная работа

Кафедра обеспечивает образовательные программы для следующих специальностей и направлений на очном и заочном отделении:

  • направление «050100 – Педагогическое образование», профиль «Информатика», бакалавриат, очная и заочная формы обучения,
  • направление «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа «Информатика в образовании», заочная форма обучения,
  • направление «050100 – Педагогическое образование», профили: Информатика. Иностранный язык (английский), бакалавриат, очная форма обучения,
  • направление «050100 – Педагогическое образование», профили: Информатика. Экономика, бакалавриат, очная и заочная формы обучения,
  • направление «050100 – Педагогическое образование», профили: Информатика. Математика, бакалавриат, заочная форма обучения,
  • направление «230400 – Информационные системы и технологии», профиль «Информационные технологии в образовании», бакалавриат, очная и заочная формы обучения,
  • направление «09.03.02 – Информационные системы и технологии», профиль «Информационные технологии в образовании», бакалавриат, очная форма обучения,
  • специальность «230202 – Информационные технологии в образовании», специалитет, очная и заочная формы обучения,
  • дополнительная профессиональная образовательная программа «Системный инженер», специалитет.

С 2015 г. планируется введение новой магистерской программы «ИКТ в управление образовательной организацией».
Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).
С сентября 2011 года образовательная деятельность дополнительно осуществляется в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования нового поколения (ФГОС ВПО).

На кафедре разработаны и внедрены такие курсы по выбору, как:

  • Теория игр (Поднебесова Г.Б.);
  • Профильное обучение информатике (Поднебесова Г.Б.);
  • Проектирование содержания образования на основе ИКТ (Леонова Е.А.);
  • Методология организации профессиональной подготовки на базе ИКТ (Леонова Е.А.);
  • Технология разработки интерфейса Microsoft Presentation Foundation (Давыдова Н.А.);
  • Моделирование процессов и систем (Королев А.Л.);
  • Web-дизайн (Паршукова Н.Б.);
  • Практикум по решению задач на языке С (Юнусова С.С.);
  • Технология обработки видео и аудио информации (Юнусова С.С.);
  • Мультимедиа технологии (Танова Э.В.);
  • Криптография (Танова Э.В.);
  • Менеджмент качества в области информационных технологий (Боровская Е.В.);
  • Свободное программное обеспечение (Рузаков А.А.);
  • Геоинформационные системы и технологии (Рузаков А.А.);
  • Профессиональные математические пакеты в преподавании (Газимянова О.Ю.);
  • Лего-конструирование (Дмитриева О.А.);
  • Разработка обучающего web-ресурса средствами PHP и MySQL (Паршукова Н.Б.).
  • Графика и визуализация (Паршукова Н.Б.);
  • Тестирование программного обеспечения (Боровская Е.В.);
  • Технологии создания образовательного портала (Паршукова Н.Б.);
  • Интерактивные средства обучения (Давыдова Н.А.);
  • Введение в платформу 1С Предприятие (Носова Л.С., Паршукова Н.Б.);
  • Презентационная и анимационная графика (Юнусова С.С.).

C 2014 года ЧГПУ является участником «Программы по обучению студентов программированию мобильных приложений для iOS» компании APPLE (iDUP – Development University Program). Курс состоит из двух «базовых» частей: «Programming» и «Design». Под Design понимается «основы программирования интерфейса для мобильного приложения».

Преподаватели кафедры также обеспечивают:

  • руководство курсовыми и квалификационными работами;
  • руководство учебными, педагогическими, производственными и преддипломными практиками студентов;
  • руководство учебными и педагогическими практиками студентов;
  • организацию и проведение олимпиад по программированию, компьютерной графике, теории и методике обучения информатике;
  • работу воскресной школы «Юный информатик».

Учебные пособия, изданные преподавателями кафедры:

  • Матрос Д.Ш., Поднебесова Г.Б. Элементы абстрактной и компьютерной алгебры. Учебное пособие. − М.: Academia, 2004.
  • Матрос Д.Ш., Поднебесова Г.Б. Теория алгоритмов: учебник для студентов. − М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  • Давыдова Н.А., Боровская Е.В. Программирование: учебное пособие− М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
  • Давыдова Н.А., Боровская Е.В. Основы искусственного интеллекта: учебное пособие− М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  • Королев А.Л. Компьютерное моделирование: учебное издание− М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
  • Королев А.Л. Компьютерное моделирование. Лабораторный практикум− М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
  • Поднебесова Г.Б. Теория игр: учебное пособие.– Челябинск: ЧГПУ, 2011.
  • Элективные курсы по информатике и информационно-коммуникационным технологиям (компетентностный подход): сборник программ /сост. Поднебесова Г.Б. – Челябинск: Изд-во гос. пед. ун-та, 2014. – 266 с.