г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний

г.Челябинск, ул.Сони Кривой, 34 (4 корпус ЧГПУ), ауд.219, тел.(351) 216-57-91, e-mail: zit@cspu.ru

директор института

Тюмасева Зоя Ивановна

Тюмасева Зоя Ивановна – доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Международной академии наук педагогического образования, Заслуженный работник высшей школы РФ, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний, директор Института здоровья и экологии человека.

Ею написаны более 450 научных и научно-методических работ из них 22 монографий по биологии, экологии и теории образования.

Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний была переименована 2013 году, а с 1998 года носила название кафедры валеологии, безопасности жизнедеятельности и медицинской коррекции и входила в состав Института здоровья и экологии человека ЧГПУ (ИЗЭЧ).

Историческая справка

Институт здоровья и экологии человека ЧГПУ был создан, как структура, обеспечивающая фундаментальные корпоративно-межвузовские научные исследования по актуальным вопросам экологии, биологии, валеологии и здоровьесберегающего образования, а также по разработке и реализации теории и практики подготовки работников образования в области оздоровления подрастающего поколения.

Торжественное открытие Института здоровья и экологии человека: ректор ЧГПУ профессор Аменд А.Ф. вручает символический ключ от ИЗЭЧ директору института профессору Тюмасевой З.И.

Коллектив Института здоровья и экологии человека

Идеологические основы ИЗЭЧ заложены были еще в 1984 году, когда в ЧГПИ была создана межвузовская Эколого-валеологическая лаборатория (ЭВЛ). В ней работали специалисты в области биологии животных, экологии окружающей среды и здоровья, разрабатывались междисциплинарные проблемы биологии, экологии и валеологии. В 1985 году ЭВЛ получает официальный статус структуры ЧГПИ. С этого времени начинает разрабатываться теория и практика здоровьесберегающего, природосообразного образования. Разворачиваются полевые экологические исследования.

В 1992 ЭВЛ преобразуется в Межвузовский эколого-валеологический центр на общественных началах. Структура центра определяется восьмью научными лабораториями.

В 1993 году открывается аспирантура по энтомологии.

В 1995 году МЭВЦ получает официальный статус. Его сотрудники разрабатывают «Концепцию непрерывного экологического образования в Челябинской области». Издается ряд монографий и монографических работ, а также учебников и учебных пособий для образования в области окружающей среды и здоровья, которые получают широкое распространение в России. Сотрудники Центра становятся победителями ряда международных и всероссийских конкурсов в области экологии и экологического образования, в том числе конкурса инновационных проектов, получая почетные звания и Гранты.

В 2014 году Институт здоровья и экологии человека отметил свой пятнадцатилетний юбилей, и тридцатилетие Эколого-валеологического центра. В своей работе коллектив института всегда сотрудничал с образовательными учреждениями Челябинской области и других регионов.

ИЗЭЧ имеет значительный научный потенциал для разработки и реализации научно-прикладных проектов в области окружающей среды, устойчивого развития экосистем, региональной экологии, биологического разнообразия, зоологии беспозвоночных, здоровья, природосообразного образования и здоровьесберегающей, здоровьеразвивающей образовательной среды, метатеории образования, вариативного образования, эколого-валеологической аттракции, непрерывного экологического образования, развития образовательных систем.

Структурно-функциональные подразделения ИЗЭЧ

Эколого-валеологический центр (Научный отдел), в состав которого входит энтомологическая лаборатория;

Центр содействия укреплению здоровья;

Учебный центр;

Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний;

Методический кабинет.

Научные исследования ведутся на основе корпоративного сотрудничества с коллективами ведущих вузов и НИИ Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Екатеринбурга, Перми, Сургута, Барнаула, Уфы, Калуги и других научных центров России.

ИЗЭЧ реализует свой научный потенциал через разработку следующих новационных направлений экологии, биологии, валеологии, теории и практики развивающихся образовательных систем и педагогической психологии:

Пространственно-временная организация энтомокомплексов Южного Урала;

Региональная экология и энтомология;

Пищевые и лекарственные растения Южного Урала;

Непрерывное эколого-валеологическое образование;

Устойчивое развитие природосообразных образовательных систем как предпосылка устойчивого развития системы «человек – общество – биосфера»;

Теория и практика оздоровления обучаемых комплексными средствами оздоровительно-учебной, учебно-оздоровительной работы и активного оздоровления;

Оздоровительные технологии в образовании;

Теория и практика формирования у подрастающего поколения культуры любви к природе;

Вариативное общее образование;

Метатеория образования.

Базовые образовательные учреждения

ИЗЭЧ имеет базовые образовательные учреждения, на которых отрабатывались и до настоящего времени отрабатываются инновационные образовательные идеи, проекты, технологии: «Школа здоровья и экологии человека», МОУ СОШ № 45, г. Копейск; «Формирование здоровьесберегающей образовательной среды «Школа здорового поколения», МОУ СОШ № 130, г. Челябинск; «Реализация здоровьеразвивающей образовательной среды с целью адаптации детей с особенностями интеллектуального развития», МС(к) ОУ школа-интернат VIII вида Копейского городского округа; «Сохранение и укрепление здоровья субъектов образования», МОУ «Кременкульская СОШ».

В 2008 году МОУ СОШ № 45, г. Копейск и МОУ СОШ № 130, г. Челябинск стали победителями Всероссийского конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы и получили президентский грант.

Коллектив ИЗЭЧ подготовил и опубликовал более 600 научных, научно-методических, учебно-методических работ, из них более 30 монографий и монографических работ.

Выставка основных публикаций сотрудников ИЗЭЧ

С научными, научно-методическими, учебно-методическими работами, монографиями и статьями можно ознакомиться в электронной библиотеке вуза на сайте.

Подготовлено и опубликовано 7 номеров ежегодного журнала «Вестник ЧГПУ. Серия 10. Экология. Валеология. Педагогическая психология».

ИЗЭЧ проводит конференции, семинары, курсовую учебу работников образования в области окружающей среды, здоровья, биологии. Ежемесячно проходят заседания «Проблемно-методологического семинара профессора З.И. Тюмасевой».

Ведется активная научно-прикладная работа по оздоровлению учащихся, студентов, образовательных систем. Коллектив ИЗЭЧ организует и проводит научно-практические конференции, посвященные проблемам здоровьесберегающего образования: «Оздоровление средствами образования и экологии», «Здоровьесберегающиее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения».

На конференциях ученые и педагоги активно обсуждают проблемы здоровья подрастающего поколения, применения здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе, формирования готовности студентов к оздоровительной работе в общеобразовательных учреждениях, экологического образования и просвещения, отражающие результаты работы сотрудников ИЗЭЧ и его базовых экспериментальных образовательных учреждений:

Участники Всероссийской научно-практической конференции «Оздоровление средствами образования и экологии» Челябинск, 2005

Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в России. Медико-психологический и экологический аспект», г. Калуга, 2010 г.

Эколого-валеологический центр

Эколого-валеологический центр выполняет в структуре ИЗЭЧ роль научного отдела. Александр Авдеевич Цыганков – основатель ЭВЦ, кандидат физико-математических наук, доцент, Отличник народного просвещения, лауреат премии Сороса. Он заведовал этим центром до 2012 года. А с мая 2012 года ЭВЦ заведовала Санникова Евгения Дмитриевна.

Этот центр сотрудничает с тремя академиями: Международной академией наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Петровской академией наук и искусств и Международной академией наук педагогического образования; тремя исследовательскими институтами: Институтом экологии растений и животных УО РАН (г. Екатеринбург), Институтом систематики и экологии животных СО РАН (г. Новосибирск), Институтом эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН (г. Санкт-Петербург); со многими вузами России: Российским государственным педагогическим университетом им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург), Уральским государственным педагогическим университетом (г. Екатеринбург), Сургутским государственным университетом, (г. Сургут), Пермским государственным университетом, (г. Пермь), Башкирским государственным педагогическим университетом (г. Уфа), Калужским государственным университетом им. Э.К. Циолковского (г. Калуга), Шадринским государственным педагогическим институтом (г. Шадринск). Участвует в разработке научно-прикладных проектов в области экологии, биологии, природосообразного образования и здоровьесберегающей образовательной среды, разрабатывает концептуальное обоснование и технологическое обеспечение всех видов работ ИЗЭЧ.

Профессор Тюмасева З.И. на протяжении 13 лет руководии лабораторией «Оздоровительные технологии в образовании» Международного института независимых педагогических исследований МАНЭБ-ЮНЕСКО (ООН), а с 2011 года еще и заместитель директора МАНПИ.

Региональная научно-практическая конференция «Оздоровление средствами образования: региональные аспекты», 2–4 декабря 2003 г. Заведующий ЭВЦ А.А. Цыганков знакомит участников конференции с публикациями сотрудников ИЗЭЧ

За время его существования теоретико-практические исследования коллектива Эколого-валеологического центра были отмечены следующими дипломами и сертификатами.

· Международные сертификаты Совета по международным исследованиям и научным обменам (АЙРЕКС) при поддержке Агентства международного развития – за ряд учебных пособий по региональному компоненту («Я – человек, ты – человек, мы – люди», «Человек, его здоровье и окружающая среда»);

· Диплом Министерства образования РФ и Международного фонда «Культурная инициатива» – за проект «Эколого-валеологический центр альтернативного образования»;

· Сертификат за англо-российский проект в области охраны природы и рационального природопользования;

· Сертификат Международного института независимых педагогических исследований (Санкт-Петербург) – за разработку оздоровительных технологий в образовании.

· Диплом за участие в создании экспозиции «Книги российских регионов» и проведении мероприятий Совета Федерации с субъектами Российской Федерации в рамках YIII Национальной выставки-ярмарки «Книги России» и Встречи издателей России.

· В состав ЭВЦ входит энтомологическая лаборатория, которая активно ведет исследования по проблеме «Пространственно-временная организация энтомокомплексов Южного Урала». Сотрудниками лаборатории проводятся летние полевые экологические и энтомологические экспедиции в степную, горно-лесную и лесостепную зоны нашего региона (Карталинский, Троицкий, Саткинский, Ашинский и другие районы Челябинской области) и эколого-археологические экспедиции. Биологические и эколого-энтомологические исследования осуществляются совместно с Челябинским областным краеведческим музеем, а также учеными МГУ. Ежегодно доцент Е.В. Гуськова принимает участие в Международной экспедиции по Монгольскому Алтаю и пустыни Гоби (Монголия). Продолжает работу по Краевому Гранту, изучая биоразнообразие Алтае-Саянского экорегиона. Профессор З.И. Тюмасева на протяжении семи лет принимает активное участие в экспедиции по изучению видового разнообразия насекомых юга средней тайги Среднего Приобья совместно с учеными из разных городов России.

«Летняя экспедиция», г. Сургут, июль 2005г.

Экспедиция в Среднеобскую низменность. 2010г.

Камеральная обработка энтомологического материала июль 2009г. юг средней тайги Западной Сибири

Оформление коллекции июль 2009г. по итогам экспедиционной экспедиции

  • Аспиранты под руководством профессора З.И. Тюмасевой и доцента Е.В. Гуськовой активно принимали участие в Международных, Всероссийских и региональных конференциях совместно с учеными МГУ, Института систематики и экологии животных изучают биоразнообразие различных экосистем. Неоднократно были победителями в конкурсах фундаментальных исследований по изучению биоразнообразия и получили областные гранты и гранты федерального значения.

Обсуждение программы летних экспедиционных исследований с аспирантами и учениками. Май 2007 г.

· Доцент Е.В. Гуськова неоднократно получала грант губернатора Челябинской области.

· В сентябре 2008 года энтомологическим музеем Томаса Витта (Германия, Мюнхен) новый для науки вид бабочки Dyspessa taumasevae. Sp. N. назван в честь энтомолога, профессора З.И. Тюмасевой, другой новый для науки вид бабочки Cossulus lena, sp. n. назван по имени энтомолога Е.В. Полтавской - Гуськовой.

Лаборатория продолжает свою научную деятельность на общественных началах.

Центр содействия укреплению здоровья

Центр содействия укреплению здоровья (ЦСУЗ) создан в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации № 1418 от 15.05.2000 «Об утверждении примерного положения о Центре содействия укреплению здоровья обучающихся, воспитанников образовательного учреждения» как структура, которая организует содержательное, технологическое и методическое обеспечение оздоровительной работы со студентами факультетов ЧГПУ, курируемых Институтом здоровья и экологии человека. На протяжении 12 лет руководила Центром Валентина Семенова Мишарина – врач-терапевт высшей категории, Отличник народного здравоохранения, а с сентября 2011 г. Центр возглавила кандидат психологических наук Г.В. Валеева.

Валеева Галина Валерьевна, заведующая центром содействия укреплению здоровья, кандидат психологических наук

Врач-терапевт ЦСУЗ Мишарина В.С. проводит диагностическую консультацию

Основные направления работы Центра содействия укреплению здоровья:

· разработка содержательного обеспечения оздоровительной работы со студентами ЧГПУ;

· формирование базы данных по системному оздоровлению средствами образования;

· осуществление организационного, содержательного и методического обеспечения комплексной диагностики студентов ЧГПУ;

· формирование базы данных о состоянии здоровья студентов ЧГПУ, индивидуальных психофизиологических особенностях и резервных возможностях их организма;

· разработка и реализация системы формирования у студентов потребностей в здоровом образе жизни и оздоровлении;

· разработка и реализация обучения студентов методикам самодиагностики, самооценки, самокоррекции, самоконтроля и саморазвития индивидуальных резервных возможностей организма;

· проведение профилактической, просветительской, общеукрепляющей, оздоровительной работы со студентами ЧГПУ – с учетом их психосоматического статуса;

· оказание консультационной помощи студентам и сотрудникам ЧГПУ в области здоровья, оздоровления и здорового образа жизни;

· создание модели школьного Центра содействия укреплению здоровья.

Педагог-психолог Валеева Г.В. проводит диагностическую консультацию «Валеологический самоанализ» со студентами факультета информатики

Ежегодно ЦСУЗ Института здоровья и экологии человека охватывает разными видами оздоровительной работы до 1000 студентов. Неотложная помощь по обращаемости оказывается около 450 студентам и сотрудникам. Ведется факультативная оздоровительно-учебная работа с 30 студентами.

В своей работе Центр активно сотрудничает с психологическими центрами, медицинскими учреждениями и деканатами университета.

В состав Центра содействия укреплению здоровья входят:

· служба комплексной диагностики;

· служба реабилитирующего обучения;

· кабинет релаксации.

Учебный центр

Учебный центр технологически и методически разрабатывает и реализует вариативную работу в области здоровья и экологии – со студентами, органами образования, образовательными учреждениями.

Учебный центр формирует и реализует целостную систему организационно-методического обеспечения вариативной работы в области здоровья и экологии – со студентами ЧГПУ, образовательными учреждениями, органами образования.

Основные направления работы Учебного центра:

· организация методической, консультационной помощи образовательным учреждениям в их работе по проблемам экологического и валеологического образования, а также семинаров, конференций работников образования на базе ИЗЭЧ;

· оказание организационной и технологической поддержки школьным Центрам содействия укреплению здоровья;

· обобщение и распространение передового опыта работы по вопросам валеологической, экологической, эколого-валеологической работы образовательных учреждений;

· организация и руководство реализацией учебной работы со студентами ЧГПУ, направленной на формирование готовности к оздоровительной работе с обучаемыми, воспитанниками образовательных учреждений;

· организация и проведение массовой оздоровительно-просветительской работы со студентами и учащимися образовательных учреждений, массовых мероприятий и праздников, посвященных здоровьесбережению и охране природы.

Оба центра – Учебный центр и Центр содействия укреплению здоровья – в итоге реализуют системную подготовку студентов к оздоровительной работе в образовательных учреждениях по следующим направлениям:

· общая биолого-экологическая подготовка;

· специализированные обучающие циклы оздоровления;

· индивидуально-консультативная работа;

· факультативные лекционно-практические занятия;

· просветительская работа в области оздоровления;

· практическая оздоровительная работа;

· курсовая подготовка студентов к оздоровительной работе.

Общую биолого-экологическую подготовку получали за учебный год от 900 до 1150 студентов ЧГПУ. Сейчас на практическую оздоровительную работу в школах в режиме педагогической практики ежегодно организуется около 900 студентов. Курсовую подготовку к оздоровительной работе в летних оздоровительных лагерях получают ежегодно около 600 студентов.

Традиционно в годовщину Института здоровья и экологии человека – 21 сентября – Учебный центр организует праздник «Дары осени нашему здоровью».

«Дары осени нашему здоровью».

Эпизоды праздника «Родники жизни», посвященного Дню здоровья

Работы студентов в рамках мероприятия «Дары осени нашему здоровью», 2012г.

Кафедра безопасности жизнедеятельности и основ медицинских знаний директор института

Тюмасева Зоя Ивановна

зав. кафедрой валеологии, безопасности жизнедеятельности и медицинской коррекции;

доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, академик Петровской академии наук и искусств, Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности, Международной академии наук педагогического образования, Заслуженный работник высшей школы РФ, заслуженный деятель науки

Преподавательский состав кафедры

Орехова Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент, член-корреспондент Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности

Натарова Дарья Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент

Лешихин Михаил Иванович, кандидат биологических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования РФ

Гладкая Елена Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, магистр психологии, чл.-кор. МАНЭБ

Щелчкова Нина Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Валеева Галина Валерьевна

кандидат психологических наук, старший преподаватель

Романова Елена Алексеевна, старший преподаватель кафедры

Сотрудники кафедры

Санникова Евгения Дмитриевна

Санникова Евгения Дмитриевна

Миронец Галина Ивановна

Насырова Загора Галяутдиновна

Шкитова Алена Сергеевна

Учебно-методический кабинет кафедры

Учебно-методический кабинет обеспечивает эффективную организационно-методическую работу кафедры БЖ и ОМЗ с курируемыми факультетами ЧГПУ, а также формирует банк научно-методического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Возглавляет учебно-методический кабинет Галина Ивановна Миронец, Заслуженный учитель школы РФ.

Миронец Галина Ивановна

Методический кабинет организует участие преподавателей кафедры в работе семинаров и конференций, а также выставки методических разработок преподавателей и сотрудников ИЗЭС на презентациях, семинарах и конференциях. Выполняет организационное обеспечение открытых занятий преподавателей и сотрудников.

Основные направления работы учебно-методического кабинета кафедры:

· организационное и организационно-методическое обеспечение учебного процесса во всех подразделениях института;

· организация технического и технологического обеспечения учебного процесса во всех подразделениях института;

· формирование банков методических материалов;

· координация деятельности отдельных творческих групп, разрабатывающих дидактические основы оздоровительно-учебной и учебно-оздоровительной работы со студентами;

· организация разработки целостной системы оздоровления подрастающего человека;

· организация эффективной реализации целостной системы профессиональной подготовки студентов педагогических вузов к оздоровлению школьников и воспитанников ДОУ.

Ежегодно кафедра проводит традиционную биолого-экологическую олимпиаду среди студентов 1 курса факультетов информатики, иностранных языков, физического, математического, исторического, филологического.

Победители экологической олимпиады «Экощит»

На протяжении 16 лет ИЗЭЧ проводил олимпиаду для студентов и учащихся 9–11 классов «Люби и знай природу родного края» и научно-исследовательскую конференцию «Экологическая безопасность, образование и здоровье», теперь эту конференцию уже на Всероссийском уровне поводит кафедра.

Итоги олимпиад и конкурсов свидетельствуют о достаточно высоком уровне знаний студентов, их повышенном интересе к исследовательской работе по экологическим программам Уральского региона.

.

Праздник, посвященный подведению итогов биолого-экологической олимпиады среди студентов-первокурсников, курируемых ИЗЭЧ

Приятно в Новогодние праздники получить дипломы и поздравления за успехи в изучении эколого-биологических наук, поздравления от Деда Мороза и Снегурочки

Научные публикации, гранты, научные и творческие проекты сотрудников кафедры за период с 2012 по 2015 годы

Тюмасева З.И.

1 Тюмасева З.И. Образовательная технология оздоровления дошкольников (вторая младшая группа): учебно-методическое пособие / З.И. Тюмасева, Е.Г. Кушнина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 2012. – 156 с.

2 Тюмасева З.И. Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность (в сфере дошкольного образования) (монография) / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, ЕГ. Кушнина. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 299 с.

3 Тюмасева З.И. Эколого-валеологическая подготовка педагогов к оздоровительной деятельности: учебное пособие / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.С. Гладкая. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. – 294 с.(гриф УМО)

4 Тюмасева З.И. Оздоровление человека природой: учебное пособие / З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 2013. – 277 с.

5 Тюмасева З.И. Кокцинеллиды Урала и сопредельных территорий: монография / З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед ун-та, 2013. – 248 с.

6 Тюмасева З.И. О беспозвоночных животных Южного Урала: учебное пособие / З.И. Тюмасева, Е.В. Гуськова. – Челябинск: АБРИС, 2013. – 128 с.

7 Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия: монография / З.И. Тюмасева в соавторстве. – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 29 с.

8 Методические рекомендации молодым специалистам по проектированию современного учебного занятия в школе: учебное пособие /З.И. Тюмасева в соавторстве – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 100 с.

9 Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга профессиональной социализации студентов педагогического вуза: учебное пособие /З.И. Тюмасева в соавторстве – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 203 с.

10 Методические рекомендации для первокурсников по организации учебной и внеучебной деятельности в вузе (учебное пособие) /З.И. Тюмасева в соавторстве – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 44 с.

11 Методические рекомендации по организации и проведению мониторинга профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогического вуза в образовательном учреждении: учебное пособие /З.И. Тюмасева в соавторстве – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 101 с.

12 Новый учитель – новой школе: курс на профессиональную социализацию: учебное пособие / З.И. Тюмасева в соавторстве – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 209 с.

13 Сборник нормативных документов и материалов по профессиональной социализации студентов педагогического вуза: справочное пособие / З.И. Тюмасева в соавторстве. – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 169 с.

14 Сборник нормативных документов и материалов по профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогического вуза: справочное пособие / З.И. Тюмасева в соавторстве. – Челябинск: Изд-во Чел. гос. пед. ун-та, 2013. – 169 с.

15 Валеева Г.В. Психологическая готовность будущих учителей к оздоровительной деятельности: монография / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. – 140 с.

16 Тюмасева, З.И. Воспитательно-оздоровительная работа как фактор формирования компетентности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова. – Вестник Южно-Уральского госуд. университета Сер. Образование. Педагогические науки Вып. 15. – № 4 [263] 2012. – С.124–129.

17 Тюмасева З.И., Цыганков А.А. К вопросу об актуальности конвергенции валеологии и экологии / З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков // Валеолог. – № 1, 2012. – С. 7–13.

18 Тюмасева З.И. Комплексная эколого-валеологическая программа дошкольников “Дорога в страну чудес” в аспекте реализации образовательных областей “Здоровье” и “Безопасность” / З.И. Тюмасева, Е.Г. Кушнина. – Начальная школа плюс до и после. – № 6, 2012. – С. 33–38.

19 Тюмасева З.И. Общая социализация научаемых школьников средствами упреждающей профессиональной социализации педагогов / З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков // Начальная школа плюс до и после. – № 10, 2012. – С. 6–9.

20 Валеева Г.В. Психологическая готовность студентов к оздоровлению и условия ее развития / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева // Вестник ЧГПУ. – 10, 2012. – С. 17–27.

21 Тюмасева З.И. От организационной системы “наша новая школа” к “новому общему образованию” в ней – в развитии идей Я.А. Коменского и Л.С. Выготского / З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков // Международная Педагогическая школа. Серия: «Фундаментальное образование»: сб. научных трудов / Под ред. Б.Ф. Кваши. – СПб.: МИНПИ. – Вып. 9, 2013. – С. 164–176.

22 Тюмасева З.И. Дошкольники учатся удовлетворять своё любопытство, а школьники обучаются и адаптируются к биоэкосоциальной среде / З.И. Тюмасева // Начальная школа плюс до и после. – № 7, 2013. – С. 69–72.

23 Тюмасева З.И. Оздоровление современного образования как средство успешной социализации молодого педагога / З.И. Тюмасева // Вестник ЧГПУ. – № 11, 2013. – С. 187–195.

24 Тюмасева З.И. Формирование основ здорового образа жизни ребенка дошкольного возраста как инновационная педагогическая деятельность / З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарева // Вестник ЧГПУ. – № 11, 2013. – С. 149–159.

25 Тюмасева З.И. Основные приоритетные направления модернизации эколого-валеологического образования / З.И. Тюмасева // Научный поиск. – № 3 (13), 2014. – С. 20–23.

26 Тюмасева З.И. Психофизиологические особенности личности как основа гармонического развития дошкольника / З.И. Тюмасева // Начальная школа плюс до и после. – № 5, 2014. – С. 50–53.

27 Тюмасева З.И. Освоение языка как фактор оздоровления ребенка / З.И. Тюмасева // Научный диалог. Педагогика. Психология. – Екатеринбург. – № 1, 2012. – С. 247–257.

28 Тюмасева З.И. На пути к “образовательному обществу” (по В.И. Вернадскому) на основе “диктатуры” общей валеологии / З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков // Педагогическое образование: современное состояние и основные направления непрерывного педагогического образования: материалы Межд. конгресса, 5-6 октября 2011 г. / Под ред. З.М. Большаковой, Н.Н. Тулькибаевой. – Челябинск: Цицеро, 2012. – С. 96–101.

29 Тюмасева З.И. В поисках методологии целесообразной трансформации образования / З.И. Тюмасева, А.А. Цыганков // Методология педагогики: педагогическая наука и педагогическая практика как единая система: материалы Междун. научно-практ. конф./ Отв. ред. А.Н. Звягин. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – Ч. 1. – С. 182–196.

30 Тюмасева З.И. К вопросу о новых формах социализации обучаемых в условиях модернизации общества и образования / З.И. Тюмасева // Актуальные проблемы дошкольного образования: становление, развитие, перспективы: материалы X Междунар. научно-практич. конф. – Челябинск: РЕКПОЛ, 2012. – С. 352–354.

31 Тюмасева, З.И. Современные проблемы эколого-валеологической подготовки будущих учителей к оздоровительной деятельности / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации: сб. материалов Всеросс. научно-практ. конф., посвящ: 90-летию кафедры методики обучения биологии и экологии, 26-29 ноября 2012 г. . – СПб.: Изд-во “Тесса”. – Вып. 11, 2012. – С. 183–187.

32 Тюмасева З.И. “Новое” экологическое образование для устойчивого развития “нашей новой школы” / З.И. Тюмасева // Профессиональный проект: идеи – технологии – результаты. Научный журнал. – М. – Челябинск: АНО НОЦ “Со-Действие”, 2012. – № 3 (8). – С. 80–96.

33 Тюмасева З.И. Формирование, сохранение и развитие потребностей у подрастающего человека в самооздоровлении и самообразовании / З.И. Тюмасева // Экологическая педагогика и психология здоровья: сб. статей по материалам научно-практ. конф. «Экологическая педагогика и психология здоровья: проблемы, перспективы развития, 1-3 ноября 2012 г.

Екатеринбург: УрГАУ, 2012. – С. 145–150.

34 Валеева Г.В. Роль спецкурса “Культура здоровья” как объективное условие психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева // Здоровая личность: мат. межд. научно-практ. конф., 21-22 июня 2012 г. – СПб.: СПбГИПСР, 2012. – С. 168–171.

35 Тюмасева, З.И. Оздоравливающее образование как средство оздоровления обучаемых / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Безопасность жизнедеятельности и здоровьесбережение на современном этапе: перспективы развития: материалы Всеросс. научно-практ. конф., 25-26 октября 2012 г. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-т, 2012. – С. 123–127.

36 Тюмасева З.И. Здоровье молодого специалиста как условие успешности его адаптации / З.И. Тюмасева // Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов: материалы Всеросс. научно-практ. конф., 15-16 октября 2012 г. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. – С. 109–112.

37 Шурупова, М.В. Сохранение и укрепление здоровья школьников в специальном коррекционном учреждении / М.В. Шурупова, Орехова И.Л., З.И. Тюмасева // Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы: сб. материалов Республ. н.-практ. конф. с участием ученых и специалистов из регионов РФ, 24 октября 2012 г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – С. 146–152.

38 Тюмасева З.И. Самосохранительное поведение студенческой молодежи как фактор безопасного образа жизни / З.И. Тюмасева // Безопасность социальной сферы в условиях современной поликультурной России: материалы V Всеросс. научно-практ. конф., 23-24 ноября 2012 г. / Под ред. В.В. Садырина и др. – Челябинск: ООО «Цицеро», 2012. – С. 222–226.

39 Шурупова, М.В. Система здоровьесберегающей деятельности в коррекционном образовательном учреждении / М.В. Шурупова, И.Л. Орехова.– Международная педагогическая школа Серия: «Фундаментальное образование»: сб. научных трудов, – СПб.: МИНПИ. – Вып. 9. – С. 176–182

40 Тюмасева З.И. Среднеазиатские элементы в энтомофауне Западной Монголии / З.И. Тюмасева и др. // Мат. межд. науч. Конф. «Животный мир Казахстана и сопредельных территорий» посвящ. 80-летию Института зоологии Республики Казахстан, 22-23 ноября 2012 г. – Алматы, 2012. – С. 33–34.

41 Тюмасева З.И. Проблемы природосообразности образования / З.И. Тюмасева // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы V Межд. научно-практ. конф. Прага. Чешская республика, 15 марта 2013 г. – В 2-х частях. Ч.1 / Отв. редактор Уварина Н.В. – Прага, Чешская республика: Изд-во WORLD PRESS s.r.o., 2013. – C. 336–340.

42 Тюмасева З.И. Семья как основа здорового образа жизни подрастающего поколения / З.И. Тюмасева // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: сб. статей III Межд. научно-практ. конф., 26 апреля 2013 г. – Екатеринбург: Рос. ГППУ, 2013. – С. 259–262.

43 Тюмасева З.И. Оздоровление образования как средство воздействия на «третье состояние» субъектов образовательного процесса / З.И. Тюмасева // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества. Сб. мат. Всеросс. нучно-практ. конф. с межд. участием, посвящ. 20-летию фак-та психологии КГУ им. К.Э. Циолковского. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. – С. 348–353.

44 Тюмасева З.И. Здоровый образ жизни как основа самосохранительного поведения подрастающего человека / З.И. Тюмасева, Р.Т. Бакшаева // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества. Сб. мат. Всеросс. нучно-практ. конф. с межд. участием, посвящ. 20-летию фак-та психологии КГУ им. К.Э. Циолковского. – Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. – С. 353–357.

45 Тюмасева З.И. Отношения природы и человека как отношения двух культур / З.И. Тюмасева // The person in conditions of the interpersonal relationships intensification: Mat. digest of the XLVII Int.Research and Practice Conf. and I stage of the Championship in psychological sciences. – London, March 28 – April 02, 2013, Pp. 111–112.

46 Руденко С.Г. Научные основы гуманной педагогики в современной общеобразовательной школе / С.Г. Руденко, З.И. Тюмасева // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VIII Междун. научно-практ. конф., 6-8 ноября 2013 г. – СПб.–Челябинск, 2013. – С. 140–144.

47 Тюмасева З.И. Оздоровление целенаправленного развития человека / З.И. Тюмасева // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VIII Междун. научно-практ. конф., 6-8 ноября 2013 г. – СПб.–Челябинск, 2013. – С. 194–197.

48 Орехова, И.Л. Личностный потенциал студента как основание для создания педагогической системы профессиональной подготовки к оздоровительной деятельности / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VIII Междун. научно-практ. конф., 6-8 ноября 2013 г. – СПб.–Челябинск, 2013. – С. 105–112.

49 Тюмасева З.И. Экологическая безопасность как уровневая оценка экологических взаимоотношений / З.И. Тюмасева // Образование и социум: безопасность поликультурного пространства в России: cб. материалов Всеросс. научно-практ. конф., 27-28 ноября 2013 г. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. – С. 214–219.

50 Тюмасева З.И. Вода и здоровье человека / З.И. Тюмасева, Е.А. Блинова // Валеопедагогические проблемы здоровье-формирования подростков, молодежи, населения: cб. материалов 9-й Межд. научно-практ. конф. молодых ученых и студентов, 27 ноября 2013 г. – Екатеринбург: РГППУ, 2013. – С. 30–32.

51 Тюмасева З.И. Разнообразие зависимого поведения в студенческих сообществах / З.И. Тюмасева, К.В. Русакова // Валеопедагогические проблемы здоровье-формирования подростков, молодежи, населения: cб. материалов 9-й Межд. научно-практ. конф. молодых ученых и студентов, 27 ноября 2013 г. – Екатеринбург: РГППУ, 2013. – С. 175–176.

52 Валеева Г.В. Многообразие методов психологического консультирования / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов межд. научно-практ. конференции, 18-19 апреля 2013 г. /под общ. ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: СПбГИПСР, 2013. – С. 96–99.

53 Валеева Г.В. Валеологический анализ как технология группового консультирования в условиях высшего образования / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы ХI междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: НИЦ СПбГИПСР, 2013. – С. 96–99.

54 Тюмасева З.И. Экологическое образование как глобальное социально-педагогическое явление / З.И. Тюмасева // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II межд. научно-практ. конф., посвященной 100-летию профессора М.П. Меркулова, 7-8 февраля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Семёнов. – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 60–63.

55 Тюмасева З.И. Формирование эколого-валеологических компетенций у студентов как основы профессионально-педагогической подготовки / З.И. Тюмасева, Е.С. Гладкая // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II межд. научно-практ. конф., посвященной 100-летию профессора М.П. Меркулова, 7-8 февраля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Семёнов. – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 103–106.

56 Тюмасева З.И. Формирование культуры природолюбия в аспекте модернизации экологического образования / З.И. Тюмасева // Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования: сб. материалов Межд. научно-практ. конф., 19-20 ноября 2013 г. – СПб.: “ТЕССА”. – Вып. 12, 2013. – С. 169–176.

57 Тюмасева З.И. К вопросу о биологической оценке реки Миасс – крупнейшей водной артерии Челябинской области / З.И. Тюмасева, Е.А. Блинова // Экологическая безопасность, здоровье и образование: cб. материалов VII Межвузов. научно-практ. конф., 22 апреля 2014 г. – Челябинск: Цицеро, 2014. – С. 134–141.

58 Потапова А.П. Влияние загрязнения водоема на гигрофиты в рамках всероссийского проекта «Экология городских рек» / А.П. Потапова, З.И. Тюмасева // Экологическая безопасность, здоровье и образование: cб. материалов VII Межвузов. научно-практ. конф., 22 апреля 2014 г. – Челябинск: Цицеро, 2014. – С. 141–146.

59 Тюмасева З.И. Становление эколого-валеологии как науки об интегрированном здоровье / З.И. Тюмасева // Здоровье человека – 7: материалы VII Международного научного конгресса валеологов / Под ред. В.В. Колбанова. – СПб.: Изд-во СПбГМУ, 2014. – С. 224–228.

60 Тюмасева З.И. От здорового студента – будущего учителя к здоровому поколению / З.И. Тюмасева // Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики: сб. статей Межд. научно-практ. конф. Одинцовские псих.-пед. чтения, 20 февраля 2014 г. – М.: Национальный книж. центр, 2014. – С. 188–195.

61 Руководитель проекта, получившего грантовую поддержку.Научно-исследовательская работа, выполняемая в рамка государственного заказа, проект «Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность – в аспекте реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; регистрационный номер 6.3056.2011; объем финансирования на год 196 тыс. руб. (НИР выполнялась в течение 2 лет)

62 Руководитель проекта, получившего грантовую поддержку. Научно-исследовательская работа, выполняемая в рамках сетевого взаимодействия с БГПУ им. М. Акмуллы, проект «Проектирование и реализация безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов»; объем финансирования 125 тыс. руб. в год; в составе исполнителей – студент Скоробренко И.А.

63 Руководитель проекта (подана заявка). РНФ, конкурс 2014 г. Проект «Разработка и внедрение системы адаптации и мотивации естественнонаучной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования»; в составе исполнителей – студенты Костенко К.В. и Бакшаева Р.Т.

64 Руководитель проекта (подана заявка). РГНФ, конкурс 2015 г. Проект «Разработка и внедрение системы адаптации и мотивации естественнонаучной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

65 Исполнитель проекта (подана заявка). РГНФ, конкурс 2015 г. Проект «Организация и проведение Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Экологическая безопасность, здоровье и образование»; в составе исполнителей – студент Баев А.В.

Орехова И. Л.

1 Орехова, И.Л. Эколого-валеологизация диверсифицированной подготовки студентов к оздоровительной деятельности в образовательных учреждениях: монография / И.Л. Орехова. – Челябинск, Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 340 с.

2 Тюмасева З.И. Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность (в сфере дошкольного образования) (монография) / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, ЕГ. Кушнина. – Челябинск: Цицеро, 2012. – 299 с.

3 Тюмасева З.И. Эколого-валеологическая подготовка педагогов к оздоровительной деятельности: учебное пособие / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.С. Гладкая. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. – 294 с.

4 Тюмасева, З.И. Воспитательно-оздоровительная работа как фактор формирования компетентности будущих педагогов в области сохранения и укрепления здоровья учащихся / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова. – Вестник Южно-Уральского госуд. университета Сер. Образование. Педагогические науки Вып. 15. – № 4 [263] 2012. – С.124–129.

5 Шурупова, М.В. Система здоровьесберегающей деятельности в коррекционном образовательном учреждении / М.В. Шурупова, И.Л. Орехова.– Международная педагогическая школа Серия: «Фундаментальное образование»: сб. научных трудов, – СПб.: МИНПИ. – Вып. 9. – С. 176–182

6 Орехова, И.Л. Становление эколого-валеологии как научной основы профессиональной подготовки будущих педагогов к оздоровительной деятельности / И.Л. Орехова. – Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – № 9. – С. 137–145

7 Шурупова, М.В. Здоровьесберегающие аспекты инклюзивного образования в коррекционном учреждении / М.В. Шурупова. И.Л. Орехова. – Вестник Ч Челябинского государственного педагогического университета. – № 11. – С. 237–244

8 Тюмасева, З.И. Современные проблемы эколого-валеологической подготовки будущих учителей к оздоровительной деятельности / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Биологическое и экологическое образование: традиции и инновации: сб. материалов Всеросс. научно-практ. конф., посвящ: 90-летию кафедры методики обучения биологии и экологии, 26-29 ноября 2012 г. . – СПб.: Изд-во “Тесса”. – Вып. 11, 2012. – С. 183–187.

9 Тюмасева, З.И. Оздоравливающее образование как средство оздоровления обучаемых / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Безопасность жизнедеятельности и здоровьесбережение на современном этапе: перспективы развития: материалы Всеросс. научно-практ. конф., 25-26 октября 2012 г. – Самара: Изд-во Самар. гос. экон. ун-т, 2012. – С. 123–127.

10 Шурупова, М.В. Сохранение и укрепление здоровья школьников в специальном коррекционном учреждении / М.В. Шурупова, Орехова И.Л., З.И. Тюмасева // Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы: сб. материалов Республ. н.-практ. конф. с участием ученых и специалистов из регионов РФ, 24 октября 2012 г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – С. 146–152.

11 Тюмасева, З.И. Системная здоровьеразвивающая деятельность в условиях учреждения инклюзивного образования / З.И. Тюмасева, М.В. Шурупова, И.Л. Орехова // Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы: сб. материалов Республ. н.-практ. конф. с участием ученых и специалистов из регионов РФ, 24 октября 2012 г. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2012. – С. 183–188.

12 Орехова, И.Л. Личностный потенциал студента как основание для создания педагогической системы профессиональной подготовки к оздоровительной деятельности / И.Л. Орехова, З.И. Тюмасева // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VIII Междун. научно-практ. конф., 6-8 ноября 2013 г. – СПб.–Челябинск, 2013. – С. 105–112.

13 Сероус Л.Ю. Формирование у школьников ответственного отношения к здоровью средствами урока физики / Л.Ю. Сероус, И.Л. Орехова // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 23–25 мая 2013 г. – Калуга, 2013. – С. 345–348

14 Полевина П.А. Формирование у подрастающего человека потребности в здоровом и безопасном образе жизни средствами совместной работы школы и семьи / П.А. Полевина, И.Л. Орехова // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 23–25 мая 2013 г. – Калуга, 2013. – С. 338–342

15 Симрнова В.В. Формирование экологоориентированного сознания как основы духовно-нравственного развития младших школьников в условиях полиэтнического региона – Южного Урала / В.В. Смирнова, И.Л. Орехова // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 23–25 мая 2013 г. – Калуга, 2013. – С. 172–175

16 Орехова И.Л. Возможности эколого-валеологизации учебных планов профессиональной подготовки студентов к оздоровительной деятельности / И.Л. Орехова // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 23–25 мая 2013 г. - Калуга, 2013. – С. 335–338

17 Орехова И.Л. Эколого-валеологическая компетентность как результат профессиональной подготовки будущих педагогов к оздоровлению средствами образования / // Россия и Европа: связь культуры и экономики: материалы V междунар. науч.-практ. конф., Прага, Чешская республика, 15 марта 2013 г. - Прага, Чешская республика.– Ч. I. – С.274–279.

18 Полевина П.А. Совместная деятельность семьи и школы как фактор формирования у подрастающего человека потребности в здоровом и безопасном образе жизни / П.А. Полевина, И.Л. Орехова // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 7–8 нояб. 2013 г. / науч. ред. З.И. Тюмасева, В.В. Зотов, М.В. Потапова; отв. вып. З.И. Тюмасева. – СПб.: ЦНИТ «Астерион»; Челябинск: Изд-во Челяб. гос пед. ун-та, 2013. – С. 122–115

19 Орехова И.Л. Объективные основания эколого-валеологического образования будущих педагогов / И.Л. Орехова // Проблемы качества физкультурно-оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений: сборник статей 4-й Международной научно-практичес-кой конференции, Екатеринбург, 23 апр. 2014 г. В 2 частях / ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т»; под общ. ред. Н.В. Третьяковой. – Екатеринбург, 2014. – Ч. 2. – С. 200–204

20 Исполнитель проекта. Научно-исследовательская работа, выполняемая в рамка государственного заказа, проект «Оздоровление детей России как инновационная педагогическая деятельность – в аспекте реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»; регистрационный номер 6.3056.2011; объем финансирования на год 196 тыс. руб. (НИР выполнялась в течение 2 лет)

21 Исполнитель проекта. Научно-исследовательская работа, выполняемая в рамках сетевого взаимодействия с БГПУ им. М. Акмуллы, проект «Проектирование и реализация безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов»; объем финансирования 125 тыс. руб. в год; в составе исполнителей – студент Скоробренко И.А.

22 Исполнитель проекта (подана заявка). РНФ, конкурс 2014 г. Проект «Разработка и внедрение системы адаптации и мотивации естественнонаучной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования»; в составе исполнителей – студенты Костенко К.В. и Бакшаева Р.Т.

23 Исполнитель проекта (подана заявка). РГНФ, конкурс 2015 г. Проект «Разработка и внедрение системы адаптации и мотивации естественнонаучной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

24 Руководитель проекта (подана заявка). РГНФ, конкурс 2015 г. Проект «Организация и проведение Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Экологическая безопасность, здоровье и образование»; в составе исполнителей – студент Баев А.В.

Валеева Г.В.

1 Валеева Г.В. Психологическая готовность будущих учителей к оздоровительной деятельности: монография / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2014. – 140 с.

2 Валеева Г.В. Роль спецкурса “Культура здоровья” как объективное условие психологической готовности будущих педагогов к оздоровительной деятельности / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева // Здоровая личность: мат. межд. научно-практ. конф., 21-22 июня 2012 г. – СПб.: СПбГИПСР, 2012. – С. 168–171.

3 Валеева Г.В. Валеологический анализ как технология группового консультирования в условиях высшего образования / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы ХI междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: НИЦ СПбГИПСР, 2013. – С. 96–99.

4 Валеева Г.В. Многообразие методов психологического консультирования / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов межд. научно-практ. конференции, 18-19 апреля 2013 г. /под общ. ред. Ю.П. Платонова. – СПб.: СПбГИПСР, 2013. – С. 96–99.

5 Валеева Г.В. Структура психологической готовности к оздоровительной деятельности / Г.В. Валеева // Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: материалы ХI междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: НИЦ СПбГИПСР, 2014. – С. 96–99.

6 Консультирование как технология оздоровительной деятельности в условиях высшего образования

Образование в условиях модернизационных процессов современного общества Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященным 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э. Циалковского, 23-25 мая 2013 г.

Калуга, 2013. – С. 45–49.

7 Валеева Г.В. Анализ объективных психолого-педагогических условий развития психологической готовности студентов педагогических вузов к оздоровительной деятельности / Г.В. валеева, З.И. Тюмасева // Здоровая личность : материалы междунар. науч.-практ. конф. – СПб.: НИЦ СПбГИПСР, 2012. – С. 32–35.

8 Валеева Г.В. Система развития психологической готовности к оздоровительной деятельности в аспекте высшего педагогического образования / Г.В. Валеева // Педагогическое образование в России. – УрГПУ. – № 2, 2014. – С. 20– 32, 75.

9 Валеева Г.В. Психологическое консультирование как технология развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности / Г.В. Валеева // Вестник ЧГПУ. – Челябинск. – № 11, 2013. С. 26–38.

10 Валеева Г.В. Психологическая готовность студентов к оздоровлению и условия ее развития / Г.В. Валеева, З.И. Тюмасева // Вестник ЧГПУ. – 10, 2012. – С. 17–27.

11 Исполнитель проекта. Научно-исследовательская работа, выполняемая в рамках сетевого взаимодействия с БГПУ им. М. Акмуллы, проект «Проектирование и реализация безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов»; объем финансирования 125 тыс. руб. в год; в составе исполнителей – студент Скоробренко И.А.

12 Исполнитель проекта (подана заявка). РНФ, конкурс 2014 г. Проект «Разработка и внедрение системы адаптации и мотивации естественнонаучной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования»; в составе исполнителей – студенты Костенко К.В. и Бакшаева Р.Т.

13 Исполнитель проекта (подана заявка). РГНФ, конкурс 2015 г. Проект «Разработка и внедрение системы адаптации и мотивации естественнонаучной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Гладкая Е.С.

1 Гладкая Е.С. Формирование эколого-валеологической компетенции у студентов как основы профессионально-педагогической подготовки / Е.С. Гладкая // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути решения: материалы II Международ. научно-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения профессора М.П. Меркулова, 7-8 февраля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Семенов. – Самара, Россия.

2 Гладкая Е.С. Интерактивный урок как фактор здоровьесберегающей педагогики / Е.С. Гладкая // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения: материалы VIII Междунар. науч.-практ. конф., г. Челябинск, 7-8 ноября 2013 г. / Науч. ред. З.И. Тюмасева, В.В. Зотов, М.В. Потапова; Отв. за вып. З.И. Тюмасева. – СПб: ЦНИТ «Астерион»; Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2013. – С. 35–38.

3 Гладкая Е.с. Проблемы и перспективы тьюторства в российской системе образования / Е.С. Гладкая // Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы V Международ. научно-практ. конф., 15 марта 2013 г. – Прага, Чешская Республика: Изд-во WORLD PRESS, 2013. – С. 82–84.

4 Гладкая Е.С. Психолого-педагогические аспекты применения интерактивных технологии в открытом экологическом образовании / Е.С. Гладкая // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: материалы конференции. – Калуга: Изд-во КГПУ им. К,Э. Циалковского, 2013. – С. 52–55.

5 Гладкая Е.С. Проектирование психолого-педагогического мониторинга обучения / Е.С. Гладкая // Мониторинг качества образования в условиях введения ФГОС НОО: теоретико-методологические и технологические аспекты: материалы Всеросс. конф., 21 марта 2013 г. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. – С. 57–60.

6 Тюмасева З.И. Формирование эколого-валеологических компетенций у студентов как основы профессионально-педагогической подготовки / З.И. Тюмасева, Е.С. Гладкая // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II межд. научно-практ. конф., посвященной 100-летию профессора М.П. Меркулова, 7-8 февраля 2014 г. / Отв. ред. А.А. Семёнов. – Самара: ПГСГА, 2014. – С. 103–106.

7 Тюмасева З.И. Эколого-валеологическая подготовка педагогов к оздоровительной деятельности: учебное пособие / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова, Е.С. Гладкая. – Челябинск: Изд-во ЗАО «Цицеро», 2013. – 294 с.(гриф УМО)

8 Исполнитель проекта. Научно-исследовательская работа, выполняемая в рамках сетевого взаимодействия с БГПУ им. М. Акмуллы, проект «Проектирование и реализация безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов»; объем финансирования 125 тыс. руб. в год; в составе исполнителей – студент Скоробренко И.А.

9 Исполнитель проекта (подана заявка). РНФ, конкурс 2014 г. Проект «Разработка и внедрение системы адаптации и мотивации естественнонаучной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования»; в составе исполнителей – студенты Костенко К.В. и Бакшаева Р.Т.

10 Исполнитель проекта (подана заявка). РГНФ, конкурс 2015 г. Проект «Разработка и внедрение системы адаптации и мотивации естественнонаучной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Лешихин М.И.

1 Лешихин М.И. Зеленые спутники человека. Дикорастущие съедобные и ядовитые растения Челябинской области: учебное пособие / М.И. Лешихин. – Челябинск: Изд-во «Абрис», 2012. – 104 с.

2 Лешихин М.И. Карта растительности Челябинской области / Атлас Челябинской области: Карта-атлас / М.И. Лешихин. – Челябинск: Изд-во «Абрис», 2012.

Романова Е.А.

1 Романова А.Н.Головная боль напряжения у детей и подростков. Клинико- функциональные взаимоотношения. Возможности диагностики и лечения / А.Н. Романова, Е.А. Романова // Актуальные проблемы физкультуры и спорта в условиях модернизации высшей школы: сб. к 65-летию факультета физкультуры и спорта ЧГПУ. – Челябинск, 2012. – С. 165–167.

2 Романова А.Н. Головная боль напряжения у подростков и детей / А.Н. Романова, Е.А. Романова // Образование в условиях модернизации процессов современного общества: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э.Циолковского. 23–25 мая 2013. – Калуга, 2013. – С. 342–344.

3 Романова Е.А. Фебрильные судороги у детей и риск эпилепсии / Е.А. Романова, А.Н. Романова, И.В. Маркова, Е.В. Просекова, И.Е. Павлова, Д.О. Сигалов // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи проблемы и пути решения : материалы У111 Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, Челябинск, 2013. – С. 133–136.

4 Романова Е.А. Актуальные медико-социальные проблемы эпилепсии у детей и подростков / Е.А. Романова, А.Н. Романова, И.В. Мецгер, Е.А. Никитина, Е.В. Просекова, Е.С. Шепелева, С.А. Школенко // Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи проблемы и пути решения : материалы У111 Междунар. науч. конф. – Санкт-Петербург, Челябинск, 2013. – С. 136–140.

5 Романова Е.А. Сравнительные результаты влияния социально-медицинских факторов на формирование уровня психофункционального состояния организма студентов первого года обучения в условиях многоуровнего образования / Е.А. Романова, А.Н. Романова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2013. – № 9. С. 190–196

6 Исполнитель проекта (подана заявка). РГНФ, конкурс 2015 г. Проект «Организация и проведение Всероссийской научно-практической студенческой конференции «Экологическая безопасность, здоровье и образование»; в составе исполнителей – студент Баев А.В.

7 Исполнитель проекта. Научно-исследовательская работа, выполняемая в рамках сетевого взаимодействия с БГПУ им. М. Акмуллы, проект «Проектирование и реализация безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов»; объем финансирования 125 тыс. руб. в год; в составе исполнителей – студент Скоробренко И.А.

8 Исполнитель проекта (подана заявка). РГНФ, конкурс 2015 г. Проект «Разработка и внедрение системы адаптации и мотивации естественнонаучной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС начального общего образования»

Щелчкова Н.Н.

1 Щелчкова Н.Н. Профилактическая работа в школе по здоровьесбережению / Н.Н. Щелчуова // Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов // Всеросс. научно-практ. конф. «Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов», 17 октября 2013 г., г. Челябинск

2 Щелчкова Н.Н Методологические подходы к формированию культуры здоровья студентов / Н.Н. Щелчкова // Здоровье человека – Материалы VII Международного научного конгресса валеологов / Под ред. В.В. Колбанова. – СПб: СПбГМУ, 2014. – С. 214–220.

3 Щелчкова Н.Н. Культура здоровья как необходимый компонент профессиональной подготовки студентов педвуза / Н.Н. Щелчкова // сборник материалов статей Международной научно-практической конференции: «Здоровьесберегающее образование – залог безопасной жизнедеятельности молодежи: проблемы и пути решения. – Челябинск, 2013. – С. 207–210.

4 Щелчкова Н.Н. Формирование культуры здоровья студентов в процессе изучения предметов медико-биологического цикла / Н.Н. Щелчкова // Образование в условиях модернизационных процессов современного общества: сб. материалов Всеросс. научно-практ. конф. с международным участием, посвященным 20-летию факультета психологии КГУ им. К.Э. Циалковского, 23-25 мая 2013 г. – г. Калуга. «№ 459-13». – С. 357–359.

5 Щелчкова Н.Н. Формирование эколого-валеологической компетентности у студентов в процессе изучения предметов медико-биологического цикла / Н.Н. Щелчкова // Международная педагогическая школа: сб. научных трудов / Под ред. Б.Ф. Кваши. – СПб.: МИНПИ. – Вып. 9, 2013. – С. 195–199.

Достижения и награды сотрудников кафедры:

1. Тюмасева З.И. Награждена

медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени № 71928; 2005/02/21;

Медалью «За трудовые заслуги» № 348; 2010/04/23 в ознаменование 65-летия Победы в ВОВ;

Значком «Отличник народного образования РФ» № 249 от 25/09/96.

Званием «Заслуженный работник высшей школы РФ» З № 117215; 1999/12/22;

Званием «Заслуженный деятель науки» № 256 от 27/10/2011

Почетной грамотой Министерства общего и профессионального образования РФ№ 98-87; 1987/10/15;

Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ № 098-р; 2001/03/25;

Малой Медалью Всероссийского общества охраны природы 08/07/1993 № 785 за экологическое образование

Орденом Каменского «За заслуги в образовании», ЯК № 53; приказ № 176 2008/08/28;

Орденом «Звезда ученого» № 214 приказ №256; 2011/10/27;

Медалью Ломоносова МВЛ № 000102 Решением Президиума МАНЭБ №118 от 30/10/2003.

Медалью Гиппократа. ГМ № 014 Решением Президиума МАНЭБ №147 от 30/03/2006.

Почетной грамотой губернатора № 1136-р; 2008/07/25;

Благодарностью министерства по делам образования и науки Челябинской области 14/12/2010

Благодарностью Управления по делам образования г. Челябинска 24/04/2014

Медалью «За трудовые заслуги» ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» III степени; приказ № 10 30/05/2013,

а также многочисленными почетными грамотами разных образовательных структур и ведомств. Трижды получила дипломы Фонда развития отечественного образования за монографию «Экология, образовательная среда и модернизация образования» (Президент фонда М.Н. Берулава, Сочи, 2007 г.); за монографию «Метатеория образования» (2004г.) и за комплект учебных пособий «Мир растений – региональные особенности. Уральский вариант» (2009г.).

2. Гладкая Е.С. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, № 568/к-н; 05/07/2013

Медалью «За трудовые заслуги» ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» III степени; приказ № 1073-к; 02/07/2014.

3. Лешихин М.И. Отмечен званием Почетным званием «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» №08-795; 2003/11/10;

Медалью «За трудовые заслуги» ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» III степени; приказ 160; № 9 от 20/03/13;

4. Орехова И.Л. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ№17/993; 2002/12/30;

Знаком «Отличник народного образования»№ 547; 1993/10/24;

Медалью Гиппократа № 070; 2011/10/27;

Благодарностью Губернатора Челябинской области № 1002; 2008/10/14;

Почетной грамотой роспотребнадзора по Челябинской области № 89-р; 2007/10/25;

Медалью «За трудовые заслуги» ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» III степени; приказ № 2193-к 10/12/2013

5. Романова Е.А. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки (просвещения, образования) РФ, № 1053/к-н; 20/08/2007

Почетной грамотой Главы г.Челябинска № 1458-д; 25/09/2008.

6. Щелчкова Н.Н. Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ, №1582 к-н; 2006/12/07;

Медалью «За трудовые заслуги» ФГБОУ ВПО «ЧГПУ» III степени; приказ № 525-к; 02/04/2014

Учебная работа кафедры:

На кафедре идут занятия по 4 направлениям программ бакалавриата на 11ти факультетах и 1 магистратуры.

Программа магистратуры: «Тьютор по здоровьесбережению»

С 2012 года на кафедре БЖ и ОМЗ реализуется магистерская программа по профилю «Тьютор по здоровьесбережению».

Магистерская программа «Тьютор по здоровьесбережению» ориентирована на подготовку высококвалифицированных специалистов по разработке и использованию технологий тьюторского сопровождения оздоровительной деятельности.

Тьюторское сопровождение в образовании (по здоровьесбережению) – это педагогическая деятельность, которая направлена на реализацию принципа индивидуализации, включает организацию здоровьесберегающей образовательной среды и сопровождение формирования и реализации индивидуальной образовательной программы для лиц разных возрастов. В соответствии с уровнем своей квалификации магистры готовы к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

· научно-исследовательской,

· преподавательской,

· коррекционно-развивающей,

· консультативной,

· культурно-просветительской,

· организационно-воспитательной,

· оздоровительной,

· социально-педагогической.

Магистрантам будут предоставлены возможности для исследовательской работы и профессиональной практики, а также участия в реальных тьюторских проектах.

Учебная программа магистратуры «Тьютор по здоровьесбережению» включает следующие дисциплины:

· Философские и психологические основы индивидуализации.

· Технологии открытого образования.

· Психолого-педагогические основы тьюторской деятельности по здоровьесбережению.

· Технологии тьюторского сопровождения в сфере здоровьесбережения.

· Проектирование индивидуальной траектории учащихся по здоровьесбережению.

· Оздоровительная работа в детском и подростковом возрасте.

· Психофизиологические основы здоровья.

· Технологии рефлексии в здоровьесбережении.

· Экологическая психология.

· Возрастные и гендерные особенности психофизиологии школьников.

· Психология здоровья детей и подростков.

Выпускник, освоивший данную программу магистерской подготовки, готов к работе в образовательных организациях различных типов и видов, в т.ч. дошкольных учреждениях, школах, центрах дополнительного образования детей, а также в организациях, реализующих программы профессионального обучения всех уровней.

Научный руководитель магистерской программы: доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, академик МАНЭБ, ПАНИ, МАНПО – Тюмасева Зоя Ивановна.

В магистратуру принимаются:

граждане, имеющие высшее профессиональное образование (диплом бакалавра, специалиста или магистра)

Продолжительность обучения:

ЗАОЧНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ – 2,5 года.

Для этого Вам необходимо пройти:

· Тестирование по теории и методике здоровьесбережения.

· Собеседование по профилю магистерской программы.

Полную информацию о правилах приема можно узнать на сайте: http://www.cspu.ru

Документы, предъявляемые при поступлении:

а) Паспорт;

б) Медицинская справка Ф 086/у;

в) Документ об образовании государственного образца с приложением (диплом о высшем образовании);

г) 6 фотографий 3х4 см, ч/б, на матовой бумаге;

д) При необходимости оригинал и копию свидетельства о браке (справка о добрачной фамилии, свидетельства о смене имени, отчества и т.д.).

Мы Вас ждем!

В 2015 году состоялся первый выпуск магистров – тьюторов по здоровьесбережению.

НОВОСТИ

Поздравляем выпускников – первых магистров – тьюторов по здоровьесбережению!

11 февраля 2015 года Магистров поздравили и вручили дипломы Потапова Марина Владимировна, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и Базаев Александр Григорьевич кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе. Сердечно поздравляем выпускников!