г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Кафедра философии и культурологии

г. Челябинск, пр. Ленина, 69, ауд. 444, тел. (351) 216-56-96

НОВОСТИ
  • Уважаемые коллеги! Приглашаем вас на ознакомительные курсы «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ФИЛОСОФСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ», которые проводятся на базе кафедры философии и культурологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Срок обучения – 16 часов (в течение 3-х дней, с 15 до 19 часов). Подробная информация находится в прикрепленном письме. По окончании курсов выдается удостоверение о повышении квалификации. Если вас заинтересовали эти курсы, просьба сообщить по электронному адресу borisovsv69@mail.ru следующую информацию: Ф.И.О.; место работы, учебы; контактные данные (тел., e-mail); удобное для Вас время проведения курсов (месяц). Курсы (информационное письмо)
  • Уважаемые коллеги! Приглашаем вас пройти подготовку по дистанционной образовательной программе повышения квалификации "ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ". Срок обучения - 72 часа. Программа предназначена для преподавателей высших учебных заведений, осуществляющих подготовку и прием кандидатского экзамена по данной дисциплине у аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. Кроме того, программа может быть полезна преподавателям, осуществляющим подготовку магистрантов по данной дисциплине. По окончании курсов выдается удостоверение государственного образца о повышении квалификации. Если вас заинтересовали эти курсы, просьба сообщить по электронному адресу borisovsv69@mail.ru следующую информацию: Ф.И.О.; место работы; контактные данные (тел., e-mail). Программа курса 

Состав кафедры

борисов_св.jpgбаркова_вв.jpgбогданова_во.jpg
Борисов Сергей Валентинович, 
заведующий кафедрой, 
профессор, 
доктор философских наук
borisovsv69@mail.ru
http://borisovsv.webnode.com
Баркова Валентина Васильевна, 
профессор, 
кандидат философских наук
barkovavv@cspu.ru
http://barkovavv.webnode.ru/
Богданова Вероника Олеговна, 
доцент, 
кандидат философских наук
verovictory@mail.ru
http://bogdanovavo.webnode.com/

дядык_нг.jpgтрофименко вв.JPG
загребин сс-10х15.jpg
Дядык Наталья Геннадьевна, 
старший преподаватель, 
кандидат философских наук
demyandyadyk@rambler.ru
http://philosophi108.blogspot.ru/
Трофименко Виктор Владимирович, 
доцент, 
кандидат философских наук 
viktrof@list.ru
Загребин Сергей Сергеевич, 
профессор,
доктор исторических наук
drzagrebin@mail.ru

липский_ви.jpgниканорова тв.jpgтухватулина ка-10х15.jpg
Липский Вячеслав Иванович, 
профессор, 
кандидат философских наук
lipskiivi@cspu.ru
Никанорова Татьяна Васильевна, 
доцент,
кандидат философских наук
nikatatyana@yandex.ru
http://tatyananikanorova.blogspot.ru/
Тухватулина Ксения
Александровна, 
доцент,
кандидат исторических наук
ksusha-81@inbox.ru
http://tuhvatulinaka.webnode.ru/


Усов.jpg

Усов Владимир Николаевич, 
профессор,
доктор философских наук
usov_vn@mail.ru
http://reflection-usov.ru/

Все.jpg

Учебные дисциплины кафедры

БАЗОВЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Культурология 
Философия 
Естественнонаучная картина мира 
История и философия науки 
Методология и методы научного исследования
Культура и межкультурное взаимодействие в современном мире
Концепции современного естествознания
Философия образования и науки
Современная философия и методология науки
Социальная культура
Философия конфликта и мира
Естественнонаучные основы физической культуры и спорта
Основы философии (СПО)

ДИСЦИПЛИНЫ ПО ВЫБОРУ

Интуитивизм
Логика
Социальная философия 
Философия жизни
Философия права
Философская антропология
Этика
Философия управления
Логика и методология научного исследования
Философия науки
Мировая художественная культура (ВО и СПО)
Основы мировых религиозных культур
Основы светской этики
История русской философской мысли

Из истории кафедры

Общеинститутская кафедра философии была образована в 1960 г. для преподавания марксистско-ленинской философии, включающей учебные курсы по диалектическому и историческому материализму, эстетике, этике и научному атеизму. У истоков кафедры стояли В.Г. Афанасьев (лауреат Государственной премии СССР за учебник «Основы философских знаний» (1983 г.), с 1976 по 1989 г. главный редактор газеты «Правда») и А.П. Стуков (знаток классической философской литературы, фактический организатор кафедры философии).  В дальнейшем кафедрой философии руководили А.И. Монаков, Р.П. Ратникова, Ф.М. Землянский, В.Г. Мордкович, В.А. Демичев, Г.Н. Затевахина, В.Ф. Самсонов, В.И. Липский. В 1971 г. при кафедре была открыта аспирантура по диалектическому и историческому материализму. Впоследствии аспирантуру по специальности «09.00.01 – онтология и теория познания» возглавили В.Ф. Самсонов и С.В. Борисов. В разное время на кафедре были выполнены семь докторских диссертаций: В.Г. Мордковичем, В.А. Демичевым, Ф.М. Землянским, В.Ф. Самсоновым, С.С. Загребиным, С.В. Борисовым, О.Э. Ивановой.

1.jpg2.jpgМихайлов.jpg
Афанасьев Виктор Григорьевич – первый заведующий кафедрой философии.Самсонов Владимир Федорович – первый научный руководитель аспирантуры .Михайлов Николай Николаевич – профессор кафедры, проректор ЧГПИ по научной работе.
Липский.jpgЗа столом.jpgВ лагере.jpg


Сотрудничество кафедры

С Институтом философии РАН, с научным журналом «Личность. Культура. Общество»; с 2005 года кафедра организует работу Регионального редакционного совета журнала. 
С Уральским отделением РАО (2005-2008 гг.) (г. Екатеринбург); участие в комплексной программе научно-исследовательских работ УрО РАО «Образование в уральском регионе: научные основы развития и инноваций».

С Ассоциацией «Межрегиональное общество социальной теории» (г. Москва); проведение I междисциплинарного научно-практического семинара «Социальная теория и проблемы формирования гражданской культуры в регионах России (Челябинская область)» (октябрь 2009 г.) и круглых столов (январь 2010 г., март 2011 г., июнь 2012 г.) с участием представителей Института философии РАН, РИК, ЧГПУ, ЧелГУ, ЧГАКИ, Общественной палаты и администрации Челябинской области.

С Центром современной педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада). Проведение обучающего тренинга по теме «Введение в вузовскую компетентностную педагогику» под руководством директора Центра современной педагогики «Обучение без границ» (Монреаль, Канада) проф., д.пед.н., PhD Г.А. Рудика (сентябрь 2010 г.). Работа над созданием инновационного учебного пособия «Основы философии» для средних специальных учебных заведений.

На основании соглашения о сотрудничестве № 16-27125 от 10.09.2014 осуществлены издания трех номеров журнала «Социум и власть». Создан портал журнала на сайте журнала «Бизнес и культура».

31.11.2014 г. состоялся организованный кафедрой междисциплинарный симпозиум «Современный человек в поисках идентичности». Обзор работы симпозиума в статье журнала «Социум и власть» (№ 6’2014. С. 90-94).


16.08.2014 г. Выступление С.В. Борисова с докладом по теме “The project of faculty of practical philosophy for pedagogical university” на 13th International Conference on Philosophical Practice “Philosophical Practice as a Profession and a New Paradigm in Philosophy” (Белград, Сербия). С.В. Борисов был также председателем семинара по вопросам философии для детей, по теме “Mobile philosophy”. См.: http://borisovsv.webnode.com/news/prof-s-v-borisov-chgpu-na-konferentsii-philosophical-practice-as-a-profession-and-as-a-new-paradigm-in-philosophy/

Учебные пособия кафедры

Осуществляется преподавание основ философии по программам и учебным пособиям проф. С.В. Борисова «Философские беседы»; «Философские беседы» – это целостный учебно-методический комплекс, включающий в себя учебное пособие, рабочую тетрадь и методическое пособие для учителя. Каждый элемент УМК прошел экспертизу и имеет гриф «Допущено Министерством образования и науки РФ». УМК предназначен для преподавания элективного курса в старшей профильной школе. Учебное издание используется в школах Российской Федерации и странах ближнего зарубежья (Литва, Беларусь, Украина, Казахстан). Осуществлено два издания – в 2005 и 2007 г. общим тиражом 15000 экз.

В 2010 году вышло в свет учебное пособие С.В. Борисова «Основы философии» (Борисов С.В. Основы философии: учебное пособие / С.В. Борисов. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 424 с.: ил.) Учебное пособие было удостоено Диплома и премии Института философии РАН «Победителю конкурса учебных пособий по философии для вузов». Учебное пособие успешно прошло экспертизу НМС по философии Министерства образования и науки РФ, и ему был присвоен гриф «Рекомендовано Научно-методическим советом по философии Минобрнауки РФ в качестве учебного пособия по дисциплине «Философия» для всех специальностей и направлений подготовки». Благодаря договору с издательством «Флинта: Наука», данным пособием обеспечены все студенты ЧГПУ. Разработанный и апробированный в 2010 году УМК по философии вместе с учебным пособием позволяют оптимизировать процесс преподавания философии, самостоятельную работу студентов, реализовать личностно-центрированный подход в образовательном процессе.

В 2010 г. д.ф.н., проф. В.Ф. Самсоновым было подготовлено и издано учебное пособие для студентов вузов «Философия».

Усов В.Н. Философия теоретическая и прикладная: учебное пособие. - Челябинск, Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - 143 с.

Борисов С.В. Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет? : учебное пособие. - М.: Флинта: Наука, 2015 - 368 с. (Гриф Рекомендовано Научно-методическим советом Министерства образования и науки в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов всех специальностей по дисциплине "История и философия науки")

Философия – детям

Кафедра активно сотрудничает с Межрегиональной детской общественной организации «Философия – детям» (г. Москва); с 2005 года на базе кафедры действует региональное отделение этой организации:

2005 г. – проведение проф. С.В.Борисовым мастер-класса «Философия для детей» в ЦДРИ в рамках I Международной научно-практической конференции «Философия – детям» (г. Москва); 
– учащиеся МОУ гимназии № 7 г. Верхний Уфалей (Челябинская область) награждаются Дипломами лауреатов конкурса философских эссе «Философия – детям» на I Международной научно-практической конференции «Философия – детям» (г. Москва); 
– организация и проведение круглого стола «Философия для детей» на IV Российском философском конгрессе «Философия и будущее цивилизации» в МГУ им. М.В.Ломоносова (г. Москва);

2006 г. – учащиеся МОУ гимназии № 63 г. Челябинска награждаются Дипломами лауреатов конкурса философских эссе «Как научиться понимать других людей» МДОО «Философия – детям» на II Международной научно-практической конференции «Философия – детям» (г. Москва);

2008 г. – учащиеся МОУ СОШ № 112 г. Челябинска награждаются Дипломами лауреатов конкурса философских эссе «Диалог культур и культура диалога» МДОО «Философия – детям» на III Международной научно-практической конференции «Философия – детям» (г. Москва);

2009 г. – проведение областной заочной олимпиады по философии для школьников в возрасте от 8 до 18 лет. Всего на конкурс были поданы 71 заявка и 98 эссе. Участниками олимпиады были школьники из 11 городов и 4 поселков Челябинской области; 
– участие в работе круглого стола «Философия для детей» на Международной конференции посвященной Всемирному дню философии ЮНЕСКО (г. Москва);

2010 г. – проведение областной заочной олимпиады по философии для школьников по теме «Мудрость Древнего Китая» (май-июнь 2010 г.); 
– проведение всероссийского конкурса эссе по философии для студентов и аспирантов всех специальностей по теме: «Нужны ли обществу школы?» (май-июнь 2010 г.);
– участие в работе IV Международной конференции «Философия – детям. Мышление и здоровье» (ноябрь 2010 г.);

2012 г. – участие в работе V Международной конференции «Философия – детям. Интеллект и творчество» (ноябрь 2012 г.).

2013 г. - участие проф. С.В. Борисова в работе XXIII World Congress of Philosophy “Philosophy as inquiry and way of life” (Афины, Греция) и выступление с докладом "Naive philosophizing in the life of a child" на секции "Philosophy for children".

2014 г. - участие проф. С.В. Борисова в работе всероссийской конференции «Дети и общество: социальная реальность и новации» (Москва) и выступление с докладом "Феномен философствующего ребенка: перспективы исследования".

- участие в работе VI Международной научно-практической конференции памяти Н.С. Юлиной "Философия – детям. Язык и сознание" (ноябрь 2014 г.)

Занятия в частной школе «Выше радуги» с детьми 7-9 лет по программе кафедры «Философские беседы для детей» (20 часов) (С.В. Борисов).

Доклад проф. С.В. Борисова на конференции "Философия для детей" (Санкт-Петербург, 20.02.2014 г.)

Дипломы, премии, гранты

2002-2004 г., Министерство образования РФ, проект № PD 02-3.13-11 «Пути повышения качества образования посредством философской пропедевтики»;

2003-2004 г., Министерство образования РФ, проект № Г0 2-1.1-311 «Человек философствующий»: продуктивность современной рефлексивной модели философской пропедевтики»;

2004-2005 г., РГНФ, проект № 04-06-16002д «Издание книги: «Человек философствующий»: исследование современных моделей философской пропедевтики»;

2004 г., Министерства образования РФ и Правительства Челябинской области, проект № 001.06.04-04 ВМ «Развитие критического мышления и когнитивного поведения средствами философской пропедевтики»;

2003-2004 г., НФПК, 11а тур Конкурса учебников (элективные курсы для старшей профильной школы), проект № Об – 31 «УМК элективного курса «Философские беседы» для старшей профильной школы»;

2005 г., Сертификат электронных образовательных программ в сфере высшего и дополнительного профессионального образования (Совет Межрегионального объединения «Морозовский проект», Комитет ТПП РФ, Академия менеджмента и рынка, Национальный институт программы IBIZ АТЭС в России). Электронная образовательная программа «Философия»;

2006 г., Премия Уральского отделения РАО в номинации «За фундаментальные и прикладные исследования различных областей науки, внесшие значительный вклад в развитие системы образования»;

2008 г., Диплом Конкурса образовательных разработок, пособий, проектов и программ по обеспечению исследовательской деятельности учащихся, организованного под эгидой журнала «Исследовательская работа школьников» и Общероссийского общественного движения творческих педагогов «Исследователь» за описание концепции УМК «Философские беседы» для 4 класса;

2009 г., Диплом и премия Института философии РАН «Победителю конкурса учебных пособий по философии для вузов» за учебное пособие «Основы философии» (автор – проф. С.В. Борисов). Данная работа была единственной удостоенной премии из числа 47 работ, поданных на конкурс;

2011 г., РГНФ, проект № 11-43-93016к «Подготовка к изданию научно-популярной книги “Наука глазами философов: Что было? Что есть? Что будет?” (15 а.л.)»;

2011-2012 г., ФЦП, проект № 2011-1.3.2-303-013-018 «Конструктивистские модели философствования: гносеологический анализ»;

2012-2014 г., Департамент приоритетных направлений науки и технологий Министерства образования и науки РФ, проект № 6.3386.2011 «Феноменологические научно-исследовательские программы и технологии в системе непрерывного философского образования»;

2014-2015 г., Госзадание № 2014/396 «Эвристический потенциал идей философского конструктивизма в теории и практике современного образования» Министерства образования и науки Российской Федерации на выполнение государственных работ в сфере научной деятельности.

- Грант на проведение научно-исследовательских работ по приоритетным направлениям научной деятельности вузов-партнёров по сетевому взаимодействию («Башкирский грант») «Онтологические основания научной рациональности».

Итоги 2015-2016 учебного года

Кафедра успешно реализует все учебные дисциплины базовой и вариативной части ОПОП о чем свидетельствуют стабильно высокие показатели результатов промежуточной аттестации (ФЭПО-23, рейтинг-листы). 100% учебных дисциплин кафедры обеспечены РПД, составленных на основе ОПОП с использованием балльно-рейтинговой системы оценивания.
Кафедра значительно улучшила показатели качества образовательного процесса о чем свидетельствует отчет о результатах внутреннего аудита, а также активное участие ППС кафедры в опросах ЮУрГГПУ и результаты проводимого ППС кафедры опроса студентов с целью выявления их удовлетворенности учебным процессом.
Для оптимизации учебного процесса, а также в плане поиска новых прогрессивных форм обучения, были разработаны и реализованы 2 программы дополнительного образования (повышения квалификации) «Теория и практика философского консультирования» (16 часов) и «История и философия науки» (72 часа) (дистанционная фирма обучения). За год обучение по данным программа прошли около 50 человек. Изданы 2 учебных пособия по дисциплинам кафедры в издательстве ЮУрГГПУ. Заключен 1 договор о сетевом взаимодействии с НОУ НОШ «Школа разума». Увеличилось количество аспирантов кафедры обучающихся на коммерческой основе.
ППС кафедры проявляет высокую активность в научной деятельности: 100% ППС кафедры имеют степень кандидата и доктора наук, все зарегистрированы в РИНЦ и 100% имеют индекс Хирша от 1 до 6. На кафедре был реализован 1 научно-исследовательский проект на сумму 400 тыс. рублей. В рамках этого проекта была издана 1 монография, 1 статья в базе Scopus, 4 статьи в журналах ВАК РФ, очное участие в работе и выступление с лекцией на международной конференции (Берн, Швейцария). Силами кафедры был проведен научный симпозиум всероссийского масштаба «Потенциал философии управления» с последующей публикацией работ участников симпозиума в журнале из перечня ВАК РФ «Социум и власть». Благодаря инициативе кафедры, ЮУрГГПУ является соиздателем данного журнала. За год в этом журнале опубликовано 13 статей сотрудников ЮУрГГПУ.
Кафедра осуществляет активное сотрудничество с международными общественными и образовательными организациями, а также с образовательными учреждениями города и области с целью обмена опытом, участия в совместных проектах, привлечения потенциальных абитуриентов к обучению по магистерской и аспирантской программам кафедры.



Избранные публикации преподавателей кафедры


Борисов Сергей Валентинович

Борисов С.В. Аксиология образования (статья).pdf 

Борисов С.В. Наивное философствование детства (статья).pdf

Борисов С.В. Феномен детского философствования (статья).pdf

Борисов С.В. Философия и педагогика(статья).pdf

Борисов С.В. Философия образования современного общества (статья).pdf

Борисов С.В. Философская пропедевтика (Монография).pdf

Борисов С.В. Философские беседы в начальной школе (статья).pdf

Борисов С.В. Философский глаз для науки (статья).pdf

Борисов С.В. Ценность детского философствования (статья).pdf

Борисов С.В. Эпистемологические проблемы (статья).pdf

Борисов С.В. Эпистемологические проблемы генезиса философствования в первоначальной (наивной) форме (Монография).pdf

Борисов С.В. Закат классической рациональности (статья).pdf

Борисов С.В. Жизнь как предмет научного исследования (статья).pdf

Борисов С.В. Феномен философствующего ребенка (статья).pdf

Борисов С.В. Философия и ребенок (статья).pdf

Борисов С.В. Философские беседы для детей 7-9 лет (статья).pdf

Баркова Валентина Васильевна

Баркова В.В. Инновация как понятие (статья).pdf

Баркова В.В. Мифология (монография).pdf

Баркова В.В. Монастыри (монография).pdf

Баркова В.В. Философский взгляд (статья).pdf

Баркова В.В., Никанорова Т.В. Некоторые исторические проекции (статья).pdf

Богданова Вероника Олеговна

Богданова В.О. Конструктивистский взгляд на социальное бытие и сознание в свете онтологических проблем реализма и антиреализма (статья).pdf

Богданова В.О. Метаморфозы субъекта (статья).pdf

Богданова В.О. Педагогический конструктивизм (статья).pdf

Богданова В.О. Философия Канта и современный конструктивизм (статья).pdf

Богданова В.О. Эпистемология телесности (статья).pdf

Богданова В.О., Борисов С.В. Идеи конструктивизма в философии образования (статья).pdf

Никанорова Татьяна Васильевна

Никанорова Т.В. Образовательные инновации и их внутренняя противоречивость (статья).pdf

Никанорова Т.В. Образовательные планы и приоритеты выпускников школ (монография).pdf

Усов Владимир Николаевич

Усов В.Н. Философия теоретическая и прикладная (учебное пособие).pdf