г. Челябинск, пр. Ленина, д.69
Приемная комиссия: (351) 216-57-12, (351) 216-63-21, (351) 216-63-63    1.png Версия для слабовидящих 12 +.png eng.png China.png

Кафедра педагогики и психологии

г. Челябинск, пр. Ленина, 69, главный корпус, ауд. 425a, тел. (351) 216-57-53, 216-57-52


7fa73138ff067d8e75ed019f32bead0b.jpg

Потапова Марина Владимировна,
доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой


Преподаваемые дисциплины

  • Введение в педагогическую деятельность
  • Общие основы педагогики
  • Теория обучения
  • Теория и методика воспитания
  • История образования и педагогической мысли
  • Педагогические технологии
  • Управление образовательными системами
  • Общая психология
  • История психологии
  • Социальная психология
  • Педагогическая психология
  • Возрастная психология
  • Психология физического воспитания и спорта
  • Педагогика
  • Методика организации психолого-педагогических исследований
  • Методы психологического исследования
  • НОТ студента
  • Основы экологии
  • Психологическое консультирование
  • Психология современной семьи
  • Психология физического воспитания и спорта
  • Психолого-педагогическая диагностика
  • Социальная педагогика
  • Теория воспитания
  • Теория обучения и теория воспитания дошкольной педагогики

 

Состав кафедры педагогики и психологии


Антонов Вадим Николаевич,
канд.пед.наук, доцент
Большакова Земфира Максутовна,
доктор пед.наук, профессор
Василенко Елена Анатольевна,
канд.психол.наук, доцент




img (3).jpg
Запорожец Валентина Николаевна,
канд.пед.наук, доцент
Звягин Алексей Николаевич, канд.пед.наук, профессор
Касаткина Наталья Степановна,
канд.пед.наук, доцент
Кавандиш Наталья Александровна,
старший преподаватель
Конев Леонид Михайлович,
канд.исторических наук, доцент
Кирдяшкина Татьяна Александровна,
канд.психол.наук, доцент
Немудрая Елена Юрьевна,
канд.пед.наук, доцент
Парфентьева Людмила Викторовна,
старший преподаватель
Салаватуллина Лия Рашитовна,
канд.пед.наук, доцент
Тулькибаева Надежда Николаевна, 
доктор пед.наук, профессор
Шабалина Анастасия Александровна,
канд.пед.наук, доцент
Шкитина Наталья Сергеевна,
канд.пед.наук, доцент
107.jpg
Шумилова Елена Аркадьевна,
доктор пед.наук, профессор
Яковлева Надежда Олеговна,
доктор пед.наук, профессор
Циулина Марина Владимировна, 
кандидат пед.наук, доцент
Гайнуллина Татьяна Николаевна,
старший лаборант
10636603_781975995201272_6341034943900657783_o.jpg


 Пушкарев Александр Эдуардович, кандидат пед. наук, доцент    

Основные направления научно-исследовательской работы кафедры:

  • Педагогика высшей школы;
  • Педагогика средней школы в современных условиях;
  • Теория и методика профессиональной педагогики;
  • Дидактические измерители уровня достижений обучающихся;
  • Развитие личности обучающихся;
  • Самостоятельная работа студентов;
  • Проблемы социально-психологической адаптации субъектов образовательного процесса;
  • Проблемы самоопределения учащихся;
  • Педагогика здоровьесбережения;
  • Личностно-ориентированное образование;
  • Проблемы формирования профессиональной мотивации

 

Научная деятельность кафедры

Кафедра педагогики и психологии осуществляет прикладное исследование по заданию Департамента государственной политики в сфере общего образования МОиН РФ 10.7075.2013 «Разработка, апробация и внедрение модели эффективной профессиональной социализации молодых специалистов – выпускников педагогических вузов, основанной на использовании современных технологий сетевого взаимодействия» с 2011 года.

Результаты первого года работы над проектом были обсуждены на Всероссийской научно-практической конференции «Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов», которая состоялась 15-16 октября 2012 г. Вторая Всероссийская научно-практическая конференция «Кадровая стратегия современного образования: курс на профессиональную социализацию молодых специалистов» состоится 16-17 октября 2013 г. Вся информация о конференции размещена на http://www.cspu.ru/konf.

Преподавателями кафедры проводятся специальные и элективные курсы, такие, как: «Основы педагогического общения» (Немудрой Е.Ю.), «История народного образования в годы ВОВ», «Проблемы народного образования на Южном Урале (XVIII-XIX вв.)» и «Становление русской национальной школы» (Коневым Л.М.), «Педагогическая логика» и «Элективные курсы в профильной школе как средство социализации школьников» (Тулькибаевой Н.Н.), «Теория и практика реализации принципа систематичности в обучении» (Звягиным А.Н.), «Научное исследование в педагогике» (Яковлевой Н.О.), «Сравнительная педагогика» (Шкитиной Н.С.), «Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие» (Антоновым В.Н.), «Технология научно-педагогического исследования» и «Основы профессиональной деятельности педагога» (Большаковой З.М.).

Ведущие профессора, доктора педагогических наук возглавляют научные школы, центры и исследовательские лаборатории, широко известные среди педагогической общественности города и области, спектр исследовательских интересов которых охватывает основные направления педагогической науки и практики (научно-исследовательская лаборатория проблем высшей школы, Центр личностно ориентированного и развивающего обучения, научно-исследовательская лаборатория по актуальным методологическим, теоретическим и практическим проблемам педагогики и психологии, лаборатория по проблемам оптимизации образования и духовного становления человека и др.). В кафедральных методологических и теоретических семинарах принимают активное участие учителя, работники органов управления образованием, преподаватели других.

При кафедре работает аспирантура и докторантура по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования. Научными руководителями аспирантов утверждены доктора педагогических наук, профессора: Надежда Олеговна Яковлева, Надежда Николаевна Тулькибаева, Земфира Максутовна Большакова, Алексей Николаевич Звягин.

Кафедра педагогики и психологии, участвуя в работе общеуниверситетских органов (Ученый совет университета, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций, совет по воспитательной работе, музей народного образования и т.д.) и выступая инициатором проведения совещаний, научно-практических конференций разного масштаба, являясь разработчиком ряда педагогических концепций и проектов, вносит достойный вклад в успешное функционирование и перспективное развитие педагогического университета.

Основные усилия членов кафедры направлены на повышение профессионально-педагогической подготовки студентов.

Фундаментализации педагогического образования способствует разработка нормативных и элективных курсов по дисциплинам педагогики и психологии с соответствующим научно-методическим обеспечением, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов нового поколения.

Профессионализации подготовки будущих педагогов особенно содействуют: расширение для студентов образовательного пространства и проведение преподавателями кафедры ряда семинарско-практических и лабораторных занятий на базе лучших и разного типа учреждений образования и культуры города и области; организация встреч студентов с педагогами-новаторами, главными руководителями органов управления образованием, известными учеными и общественно-политическими деятелями; совершенствование проведения педагогической практики; использование современных информационных и коммуникационных технологий.

Объектом особого внимания профессорско-преподавательского коллектива выступают:

  • совершенствование самостоятельной работы студентов, формирование способностей к самообразованию и самоопределению, к ведению исследовательской деятельности по актуальным проблемам модернизации образования;
  • становление готовности студентов к воспитательной работе, социализации учащейся молодежи в рыночных условиях;
  • повышение уровня сотрудничества с образовательными учреждениями и органами управления образованием, участие в разработке и реализации инновационных проектов в образовании.
  • Члены кафедры педагогики и психологии выступают научными консультантами и руководителями опытно-экспериментальных площадок, районных управлений образования, экспертами, участниками повышения квалификации и аттестации педагогических кадров, разработчиками ряда районных, городских и областных программ развития образовательных систем (Василенко Е.А., Звягин А.Н., Тулькибаева Н.Н., Шумилова Е.А., Яковлева Н.О.).
  • К важнейшим направлениям деятельности кафедры педагогики и психологии относится организация творческого сотрудничества студентов и преподавателей с другими педвузами:
  • Всероссийские олимпиады студентов и аспирантов по педагогике всех трех уровней (Конев Л.М.,  Большакова З.М., Касаткина Н.С.); 
  • конкурсы по научно-исследовательской работе студентов (Звягин А.Н., Тулькибаева Н.Н.,);
  • научно-практические конференции (Звягин А.Н., Тулькибаева Н.Н., Яковлева Н.О., Большакова З.М.);
  • Международный конгресс: «Педагогическое образование: актуальные исследования и перспективы непрерывного образования».

Работа кафедры педагогики связана с перспективными направлениями развития Челябинского государственного педагогического университета.

 

На кафедре осуществляется подготовка по магистерской программе «Образовательный менеджмент».

Научный руководитель:

Шумилова Елена Аркадьевна, доктор педагогических наук, профессор

Тулькибаева Надежда Николаевна, доктор педагогических наук, профессор

Занятия ведут ведущие ученые и педагоги Челябинского государственного педагогического университета.

Цель программы:

подготовка квалифицированных руководителей в области управления образования, способных решать проблемы различного уровня и направленности в соответствии с требованиями современного образовательного менеджмента; внедрять современные технологии управления образованием в образовательных организациях различных типов и видов, в органах управления образованием различного уровня.

Перспективы для выпускников

В процессе реализации магистерской программы «Образовательный менеджмент» студенты приобретают теоретические знания и практические навыки, которые обеспечат готовность магистра к:

  • использованию знаний в области гуманитарных, социальных и психолого-педагогических наук в процессе управления образованием, при разработке кадровых стратегий, для принятия управленческих решений по повышению эффективности функционирования образования;
  • самостоятельному приобретению и использованию в практической деятельности новых знаний и умений в сфере образовании, а также в смежных областях знаний, непосредственно связанных с данной сферой деятельности; расширению и углублению педагогического мировоззрения;
  • осуществлению деятельности руководителей различных уровней управления образованием, обладающих углубленными знаниями в области управления образовательными системами;
  • осуществлению функций менеджера по руководству образовательными системами;
  • осуществлению деятельности управленца в работе с педагогическими кадрами;
  • преподаванию комплекса дисциплин в области образовательного менеджмента в высших учреждениях высшего профессионального образования.

Возможные места работы:

  • общеобразовательные организации общего среднего образования;
  • организации среднего и высшего профессионального образования;
  • органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования.

По получению диплома магистра возможно прикрепление к кафедре педагогики ЧГПУ для завершения кандидатской диссертации и защиты по специальностям:

13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования;

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования.

 Условия обучения и документы

Заочная форма обучения (договор)
Квалификация (степень) Магистр педагогики
Продолжительность обучения 2,5 года
Занятия Зимняя и летняя сессия (январь и июнь)
Вступительные экзамены  Письменное тестирование по основным вопросам курса «Педагогика» 
Прием документов 20 июня 2015 г. – 01 декабря 2015 г.

Иногородним студентам на время сессии предоставляется общежитие

Для поступления необходимы следующие документы:

  • заявление на имя ректора Университета (по форме);
  • оригинал и копии диплома о высшем образовании и приложения;
  • фото 3х4 (6 штук);
  • гражданский паспорт;
  • копия свидетельства о браке (при необходимости).

Контакты:

Адрес университета: 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, 69.
Заочное отделение: каб. 334, тел: 8 (351) 216-56-45.
Методист: Гайнуллина Татьяна Николаевна.
Приемная комиссия: 8(351) 216-57-52.
Кафедра педагогики и психологии: каб. 425, тел. 8 (351) 216-57-53, 216-57-52.
Профессор Тулькибаева Надежда Николаевна

 



Историческая справка

Кафедра была основана 1 сентября 2013 г. (приказ № 438 от 28.06.2013 г. ), первым заведующим кафедрой стала Яковлева Надежда Олеговна.

В связи с реорганизацией вуза в состав кафедры педагогики вошли две общеуниверситетские кафедры – кафедра психологии и кафедра педагогики и психологии факультета коррекционной педагогики. 

Кафедра педагогики была основана 20 октября 1934 г. (приказ № 35), первым заведующим кафедрой стала Караковская Р.П.

Следующие заведующие кафедрой:

09.09.1937 - Бобровский П.М.;

03.09.1938 - Левин С.М.;

10.04.1942 - Бендерский Б.С.;

28.07.1943 - Экземплярский В.М., профессор;

14.09.1956 - Алпатов Н.И., профессор;

07.12.1961 - Терехин М.Н., доцент;

03.07.1967 - Матушкин С.Е. , профессор;

01.09.1976 - Томин Н.А., профессор;

01.10.1991 - Яковлева Н.М., профессор;

10.11 1996 - Тулькибаева Н.Н., доктор педагогических наук, профессор.

01.09.2014 - Шумилова Е. А., доктор педагогических наук, профессор

Кафедра психологии как самостоятельное структурное подразделение ЧГПУ, была организована в 1976 году в результате отделения от кафедры педагогики. Это была первая специализированная кафедра психологии в южноуральском регионе.

Первый преподавательский состав кафедры: заведующий кафедрой – В.Я. Топычканов, кандидат психологических наук – ученик А.Н. Леонтьева, выпускник факультета русского языка, логики и психологии Московского государственного университета; выпускница ЧГПИ Г.М. Мельникова; Т.А. Кирдяшкина, В.А. Степанов и Н.Н. Апарин – выпускники факультета психологии Ленинградского государственного университета; кандидат медицинских наук Н.А. Полляк и старший преподаватель Ю.А. Патласова.

Кафедра педагогики и психологии факультета коррекционной педагогики  до 2006 года сотрудники кафедры входили в состав кафедры педагогики, психологии и предметных методик, которая работала на факультетах УНК, Дошкольного образования и Коррекционной педагогики.

В 2006 году создана кафедра педагогики и психологии факультета коррекционной педагогики.

С 2006 по 2013 годы должность заведующего кафедрой занимали д.п.н., профессор Рябинина Наталья Павловна,д.п.н., профессор Молчанов Сергей Георгиевич, к.психол.н., доцент Василенко Елена Анатольевна. К 2013 году на кафедре работало 7 штатных преподавателей (5 с ученой степенью - 71,4%).