Дрозофилы и жизнь. Есттех исследует и выигрывает

    Людмила Рязанова, доцент кафедры общей биологии и физиологии ЮУрГГПУ рассказала, как помогает проводить научные исследования школьникам.

    В мае подвели итоги 57-го городского открытого конкурса исследовательских работ учащихся 9–11 классов «Интеллектуалы XXI века», организованного Комитетом по делам образования г. Челябинска. Среди научных руководителей школьников были Глеб Томчук, магистрант ЮУрГГПУ и Людмила Рязанова, доцент кафедры общей биологии и физиологии ЮУрГГПУ. Их ученица – Анна Богатырёва из МАОУ СОШ № 104 представила на суд жюри проект «Продолжительность жизни лабораторных линий дрозофилы фруктовой», за что и получила диплом II степени.

    Л.А. Рязанова рассказывает: «Сотрудничество с органами образования Челябинской области началось в далёкие 1980–е годы. Со школьниками, а тем более одарёнными, очень интересно работать, так как они невероятно заинтересованы в результате. Мой предмет – генетика – в школьном курсе общей биологии изучается в отдельном разделе. Наука интереснейшая, максимально приближенная к жизни».

    Людмила Александровна поясняет, что вся генетика подразделяется на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная изучает общие закономерности наследования признаков у лабораторных или модельных видов: вирусов, прокариот, плесневых и дрожжевых грибов, дрозофилы, мышей и других. А прикладная разрабатывает рекомендации для применения генетических знаний в селекции, генной инженерии и других разделах биотехнологии, в деле охраны природы.

    «Посмотрите, какое поле для деятельности! Конечно, тему для научного исследования учащемуся предлагаю я. А если она ещё заинтересовала жаждущего заниматься исследованиями школьника, то тогда работа просто кипит, и никого не нужно подгонять».

    Преимущество генетики в том, что объектом является всё живое. За 30 лет исследовательской деятельности Людмила Рязанова и её ученики успели изучить кошек и собак, крыс и мышей, морских свинок и хомячков, голубей и, конечно, человека. Активно поддерживается связь с городской медико-генетической консультацией.

    «Но особой любовью у нас в лаборатории пользуются плодовые мухи-дрозофилы. У нас в кабинете 14 линий дрозофил, которых я привезла с кафедры генетики и биотехнологии СПбГУ (г. Санкт-Петербург). Эта кафедра дала мне ещё одну путёвку в жизнь наряду с ЧГПИ», – продолжает рассказ Л.А. Рязанова. – «Столько тайн нам открыл данный модельный объект: мутации и морфозы (уродства), закономерности наследования признаков, за которые отвечают гены разных хромосом (у мухи-дрозофилы 8 хромосом, 2 из которых – половые) и прочее».

    Сейчас Людмила Александровна занимается вопросами продолжительности жизни дрозофил. Она утверждает, что их старение очень похоже на человеческое. Над этой темой работает и магистрант 2-го курса естественно-технологического факультета Глеб Томчук. Он сам, в свою очередь, преподаёт в школе № 104 и привлекает учеников к выполнению проектов и участию в конкурсах. Первый же проект трёх поколений исследователей занял призовое место.

    Это не первая победа школьников под руководством Людмилы Рязановой.

    Например, в 2010 году ученица лицея № 11 г. Челябинска, с которым Людмила Александровна сотрудничала более 10 лет, Карина Сафина, была награждена дипломом I степени на Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» в Москве. Её работа отмечена в профессиональной номинации «Лучшая работа по биологии».

    В следующем, 2011-м, году учащаяся лицея Татьяна Овчинникова также была награждена дипломом I степени на юбилейном Всероссийском форуме научной молодёжи «Шаг в будущее».

    Затем в 2013 году ученица 10 класса того же лицея Виталина Меньшикова была награждена дипломом юного исследователя II степени и серебряной медалью на уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы XXI века».

    В 2014 году диплом лауреата I степени X открытой уральской межрегиональной конференции юных исследователей «Интеллектуалы XXI века» присуждён за работу по генетике дрозофилы ученице 10 класса Анастасии Ильиных, а в 2015-м она удостоилась диплома I степени на Всероссийском форуме научной молодёжи «Шаг в будущее».

    «Наша работа продолжается. На выходе ещё один проект...»

    Пожелаем учащимся и их руководителям удачи!

 Надежда Плеханова

Учащиеся школы 104 за работой над проектами в кабинете генетики 7 корпуса ЮУрГГПУ (Бажова, 46А)

Людмила Рязанова

Глеб Томчук

Дневник эксперимента и подопытные дрозофилы

Шкаф для содержания и разведения мух-дрозофил